Одним из главных месседжей президента Украины Владимира Зеленского на инаугурации было прекращение войны на Донбассе. И уже на следующий день глава Администрации президента Андрей Богдан в эфире одного из телеканалов заявил, что нужно провести народный референдум по вопросу мирных договоренностей с Россией. Украинский политикум к инициативе президента отнесся крайне негативно. Так, на внеочередном заседании Верховной Рады большинство депутатов, выступая с трибуны, осудили такое намерение команды Зеленского, а бывший президент Украины Петр Порошенко заявил, что это капитуляция.
Какое значение имеет проведение референдума для украино-российских отношений, рассказали эксперты в области международных отношений и нацбезопасности.
Николай Капитоненко, эксперт Международного центра перспективных исследований
С одной стороны, выносить вопросы нацбезопасности и внешней политики на референдумы — это плохая практика, потому что, как правило, люди не разбираются и не должны разбираться в этих вопросах. С другой стороны, получается так, что все пять лет войны мы живем без четко определенных приоритетов и красных линий в отношении России. То есть мы в формальных лозунгах с ней воюем, на практике имеем очень смешанные отношения, и никто точно не знает, чем и за что мы готовы платить. Готово ли общество так дорого платить за продолжающуюся войну? Готово ли оно платить за возвращения контроля над Донбассом, а если готово, то чем? На эти базовые вопросы ответов нет. Соответственно, нет долгосрочной стратегии в отношении России. Но только такая стратегия является ключом к почти всем остальным направлениям нашей внешней политики. Потому что в зависимости от того, как мы отвечаем на вопрос «как мы будем соседствовать с Россией», мы отвечаем на все остальные вопросы.
На сегодняшний день ответов на базовые вопросы нет, потому что политические силы так и не смогли организовать широкий диалог на протяжении предыдущих лет. И есть необходимость понять, где эти красные линии проходят.
Референдум, вряд ли будет проведен. Но он, наверное, будет играть похожую роль на референдум по членству Украины в НАТО. То есть о нем постоянно говорят, используя как инструмент политической мобилизации или давления на оппонентов, но до самого референдума дело так и не доходит. Точно так же будет и здесь — эту идею можно использовать, чтобы стимулировать диалог, чтобы было понятно, где сходится мнение большинства людей, политических сил о том, что допустимо и недопустимо в отношениях с Россией.
То есть референдум можно использовать как стимул для начала содержательных разговоров о том, что делать и как жить дальше с Россией. В худшем случае, референдум может использоваться как прикрытие общественным мнением каких-то шагов во внешней политике. Но до этого, скорее всего, не дойдет.
Николай Маломуж, экс-глава Службы внешней разведки, генерал Украины
Проводить референдум в этой ситуации нецелесообразно. Те вопросы, которые сегодня стоят перед Украиной — о возвращении территорий, по установлению мира — должны быть проработаны группой специалистов. Также нужно задействовать соответствующие отработанные механизмы с нашими международными партнерами на высшем политическом уровне. Далее идут переговоры с Россией. И, имея мощную подготовленную базу с мощными аргументами, можно повлиять на Путина.
Поэтому ни один референдум не повлияет на Россию. Это решение будет разбалансированным, потому что миллионы людей этого не знают, они этого глубоко не осознают, и не будет реальных механизмов решения ситуации. Да, могут что-то популистское принять, какие-то задачи поставить и уже на этой волне Зеленский что-то будет проводить. Однако результатов не будет.