Сейчас внимание большинства СМИ приковано к событиям в среде раскольников на Украине: раскол раскола, о котором давно говорили, вполне отчетливо дал о себе знать, а вражда в среде новосозданной церкви уже даже и не скрывается.
Но вот некоторые моменты СМИ упустили из своего поля зрения, и я бы хотел восполнить эти пробелы.
Для того, чтобы понять все детали происходящего сейчас в среде раскольников СЦУ, нужно сделать небольшой шаг назад и изучить некоторые подробности из жизни человека, который занимался вопросом предоставления томоса раскольникам. Речь идет об архиепископе УПЦ США, находящегося в составе Константинопольского патриархата, Данииле Зелинском, который является ключиком, открывающем понимание того, что происходит в СЦУ в последнее время.
Даниил Зелинский
Итак, Данил Зелинский родился в 1972 году на западной Украине в городе Бучач, где находится один из духовных центров униатов. Вырос Зелинский в унии и поступил в униатскую семинарию. В 1996 году он эмигрировал в Соединенные Штаты, чтобы продолжить учебу в Католическом университете Америки, а также в Доминиканском Доме исследований в Вашингтоне, округ Колумбия. Именно в это время он был рукоположен в диакона. То есть из 47 лет жизни, большую половину (28 лет) Зелинский провел в унии, получил униатское богословское образование и там же был рукоположен в сан диакона.
А далее происходит нечто крайне интересное.
В 2000 году Зелинский уходит в УПЦ США, и уже через 2 года (!!!) этот униатский диакон становится вторым по значимости человеком в этой церковной структуре, находящейся в составе Константинопольского патриархата — его рукоположили в иеромонаха, и он становится редактором «Украинского православного слова» и главой ОВЦС (Отдел внешних церковных связей) УПЦ США!
Подобных случаев никогда не было ни в одной из православных структур! Это как если бы в какую-то страну приехал молодой мигрант, который не знает толком ни языка, ни культуры этой страны, сразу получил гражданство, а через два года его назначили главой МИД этой страны. Подобное трудно даже вообразить.
Можно подумать, что Зелинский за это время сделал что-то выдающееся для развития структуры, но ничего такого в СМИ не упоминалось. Более того, ничего даже просто значимого в его деятельности не упоминается ни в СМИ, ни в записях за этот период. Остается только догадываться, чем руководствовался глава УПЦ США, который так стремительно продвигал Зелинского во власть.
Сами же УПЦ США и УПЦ Канады — это лишь весьма условно православные структуры. Ранее это было собрание раскольников и униатов, которых потом поглотил Константинопольский патриархат. Но поскольку Варфоломей не особо заботился о чистоте веры, то из-за этого возникали разные конфузы.
На официальном сайте УПЦ США находится газета с названием UOL Bulletin (Ukrainian orthodox league of the USA). В 48 номере этой газеты от 10.2001 года в рубрике вопросов прихожан и ответов священников есть интересная запись. В ней прихожанка спрашивает, почему подобно католикам практикуется украшать алтарь цветами, на что получает следующий ответ священника: «давайте быть честными: многое из этого пришло к нам из мутного греко-католического прошлого и не выражает должным образом наше богословие». То есть даже в начале 2000-х верующих этих структур ставили перед фактом, что они живут в условиях, когда православными их можно назвать весьма условно, т.к. многие вещи в практике церкви противоречат православному богословию и взяты из униатской среды.
Не менее шокирующим было и то, что уже спустя 16 лет после того, как УПЦ в Канаде вошла в состав Константинопольского патриархата, иерархам пришлось писать специальное послание, где запрещалось причащаться с инославными. В июле 2006 года произошла интронизация главы УПЦ в Канаде митрополита Иоанна Стинки, и в новостях мы находим упоминание, что в этом же месяце он написал послание, где запрещал причащаться с инославными, подчеркивая, что причащение с униатами не должно проводиться, несмотря ни на какие аргументы. То есть для подавляющего большинства это было вообще не очевидно, что причащение вместе с католиками противоречит фундаментальным основам православной веры.
Если изучить центральные украиноязычные СМИ США, то можно заметить одну интересную тенденцию — с тех пор, как Зелинский возглавил церковный МИД УПЦ США, начали активно налаживаться контакты между УПЦ США и УГКЦ.
Униатские епископы начали посещать разные торжественные мероприятия представителей УПЦ США уже в 2002 году.
В июле 2003 руководство УПЦ США пригласило к себе иерархов УГКЦ, и на территории митрополии в храме был проведен общий молебен, а потом начали обсуждать перспективы совместных проектов, о чем газете Свобода сообщил Даниил Зелинский.
В 2005 году Зелинский становится архимандритом. В этом же году в СМИ появилась информация, что руководство УПЦ США начало участвовать в экуменических панихидах с униатами на постоянной основе. 19.11.2005 архиепископ Антоний Щерба (на данный момент глава УПЦ США) в католическом соборе св. Патрика в Нью Йорке участвовал в экуменической панихиде вместе с униатским епископом Василием Лостеном и римско-католическим кардиналом Эдвардом Эганом.
7.10.2007 было предложено рукоположить архимандрита Даниила Зелинского в епископы, а уже два дня спустя состоялась его епископская хиротония. Примечательно, что на это мероприятие прибыли 7 православных епископов и 4 униатских. А уже через пол года Зелинский от имени УПЦ США участвовал в экуменических панихидах с участием униатов и римо-католиков.
То есть за 8 лет Зелинский прошел путь от униата, чуждого православной Церкви, до епископа и одного из самых влиятельных людей в УПЦ США, и при этом не было известно ни о каких его заслугах, которые могли бы объяснить такой стремительный карьерный рост.
Обращает на себя внимание запись, которая появилась в 2009 году касательно встречи епископата УПЦ США и УГКЦ, в которой принял участие и Даниил Зелинский. «Участники встречи согласились с необходимостью поиска путей, которыми обе Церкви Константинополя и Рима, могли бы быть заинтересованы способствовать стабилизации и независимости церковной жизни в Украине». Нет-нет, вы не ослышались, обсуждение шло с униатами о том, что Ватикан и Константинопольский патриархат должны вместе работать над вопросом независимости церковных структур на Украине!
А в 2011 году бывший униат Даниил Зелинский участвовал в экуменической панихиде вместе с главой униатов Святославом Шевчуком и другими иерархами УГКЦ.
Но вот еще какая деталь, которая могла бы пролить свет на стремительный карьерный рост Зелинского. Дело в том, что некоторые люди утверждают, что Зелинский является геем. Обозреватель Дмитрий Скворцов указывает: «Экс-глава национального центрального бюро Интерпола на Украине при МВД Украины (2005-2007), экс-советник министра внутренних дел (2007-2010 гг), депутат Верховной Рады VI созыва прямо пишет, что архиеп. Даниил — педераст». Согласитесь, экс-глава национального центрального бюро Интерпола на Украине при МВД Украины — это человек, имеющий доступ к закрытой информации, и это заявление сложно списать на то, что оно было сделано случайно.
А теперь вернемся к ситуации с раскольниками, и вы увидите, как фигура Зелинского может нам собрать общую картинку воедино.
Началось все с того, что иерарх СЦУ Адриан Кулик поднял шум в связи с тем, что Филарет разослал приглашения на бланках УПЦ КП и хочет устроить собрание иерархов, целью которого является последующее свержение Епифания. Всех, кто поедет к Филарету, он называет сепаратистами. Епифаний, соответственно, приглашения не получил.
9 мая Филарет сделал заявление, что УПЦ КП не ликвидирована, и о намерении восстановить эту структуру. При этом он заявил, что допускает возможность, что это приведет к расколу СЦУ. Вместе с этим он довольно резко высказался в адрес Константинопольского патриархата: якобы так называемый «объединительный собор» был не украинским, а Константинопольским, поскольку главенствовали на нем иерархи Константинопольского патриархата. А все раскольники в момент проведения собора были приняты в КонстП и являлись его структурной частью, поэтому данный собор не касается СЦУ, как собор чужой другой церкви. И формально Филарет прав — не может быть так, чтобы собрались на собор люди, которые являются клириками КонстП, а сам собор приписали другой структуре, это нонсенс. Но на это никто ранее не обращал внимания. И вот Филарет делает выпад в сторону КонстП. Зачем? Потому, что утверждает, что СЦУ становится лишь митрополией этого патриархата.
Все понимают, что Филарета скорее всего поддерживает Михаил Зинкевич, который пытается взять реванш и получить власть, от которой был не справедливо отстранен во время так называемого «объединительного собора». Об этом говорилось даже в материале ТСН.
Нужно сразу отметить, что целый ряд пропагандистов, в том числе и Ковальска из ТСН, Деркач, Кошкина из Левого Берега, которые активно подняли тему возможного переворота в структуре, были изначально на стороне Епифания и пытались в информационном поле подать Филарета как маньяка, который не может смириться с титулом «почетный патриарх» и жаждет перед смертью получить полную власть в новой структуре. А Епифаний — невинная жертва этих амбиций. Сразу после выпуска материала о Филарете на ТСН 12 мая в этот же день Епифаний вручил Нели Ковальской и еще двум пропагандистам благодарственные грамоты. Собственно, они действительно изрядно потрудились на ниве пропаганды и создали под эти цели даже отдельную страницу на Фейсбуке, которая называется «Десять тезисов».
Понимая роль Зинкевича в этих процессах, 9 мая Епифаний отправился во Владимир-Волынский, собрал лояльных иерархов в виде группы поддержки и попросил прибыть туда Зинкевича.
После этого 10 мая Филарет Денисенко на своей странице заявил, что Епифаний имеет намерение собрать иерархов СЦУ как некую альтернативу в Днепре или Мариуполе. Все обратили внимание на слова об альтернативе, но не потрудились потом посмотреть, кто там собрался и для чего.
Одновременно с этим стремительно разрастается информационная волна о внутреннем расколе СЦУ. Появляются заявления, что все давно знали о противостоянии, но не хотели это публично обсуждать. Тем не менее, СЦУшные деятели начинают заявлять, что силами самих иерархов невозможно потушить противостояние, и поэтому нужно чтобы светские власти вмешались и «прижали» Филарета. Такие мысли, в частности, озвучил известный деятель СЦУ Юрий Черноморец: «примирения между различными лидерами ПЦУ НЕВОЗМОЖНО достичь исключительно за счет усилий самой церкви, ее архиереев. Нужны усилия всех, кто в 2018-м помогал достичь единства и получить Томос. У нас есть государство, такими кризисами оно должно было бы озаботиться в первую очередь, потому что каждый подобный инцидент — это болезненный удар по авторитету Украины на международной арене».
Да, он понимает, что это противоречит Конституции Украины и канонам Православной Церкви, но ситуация экстренная, и поэтому епифанофилу Черноморцу не до канонов и Конституции.
Да, некоторые чиновники из команды Порошенко тут же включились в процесс и начали активно заявлять, что УПЦ КП ликвидирована, и возврат назад невозможен. Но известный юрист Татьяна Монтян прямо озвучила, что юридически УПЦ КП и УАПЦ продолжают существовать и даже не находятся в состоянии ликвидации.
В рамках поддержки Епифания из разных епархий были отправлены письма о том, что именно Епифаний является главой СЦУ. Нужно сразу отметить, что зачастую эти письма писали бывшие предсатвители УАЦП, беглецы из УПЦ и небольшое количество иерархов УПЦ КП. В СМИ появляется огромное внимание ко всему происходящему, а сторонники Епифания начинают масштабную и весьма агрессивную кампанию против Филарета и тех, кто хотел бы приехать к нему по приглашению. И вот уже звучат фразы о том, что раскольникам нужна «дефиларетизация».
В то же время люди Зеленского, которые пришли к власти, встают на сторону Филарета, и в последнем ролике Зеленского, в котором лидеры разных религиозных структур делают обращение к жителям Донбасса и Крыма, Епифания нет. Ему не дали сказать даже слова. Сначала Епифаний пытался вырулить из этой ситуации, заявляя, что текст, который предлагали ему озвучить, можно было слишком вольно истолковать, и это могло бы быть неправильно понято разными патриотами, а потом заявил, что якобы сам отказался, потому что такие обращения делал раньше всеукраинский совет церквей, а он в свою очередь никогда не делал видеороликов и пользовался только письменными заявлениями. Как видим, причины сменяли одна другую, но при этом все объяснения выглядят крайне не убедительно — все лидеры крупных структур, участвующие во всеукраинском совете церквей, приняли участие в создании ролика, а он один выразил несогласие с формой, дескать, надо было только на бумаге.
Ситуация с политиками окончательно прояснилась, когда Филарет упомянул, что Коломойский поддерживает и хвалит позицию «почестного патриарха». Это все расставило на свои места и показало поддержку новой власти Филарета, в то время как Епифаний пытается держаться за чиновников Порошенко.
Видя, что прежняя властьу не способна оказать большой поддержки, Епифаний обращается к униатам. Вероятно, были проведены какие-то закулисные переговоры, и в результате этих переговоров уже 12 мая Епифаний заявил, что допускает возможность объединения с униатами. Если утрировать эту ситуацию, то выглядит это следующим образом: ради сохранения власти я готов в будущем сдать структуру униатам. При этом, если раньше он активно открещивался от того, что с главой униатов такие темы поднимались, то теперь прямо заявил, что во время встречи с Шевчуком он обсуждал такую возможность.
В свою очередь глава униатов Святослав Шевчук тут же отреагировал на это и, пребывая в США, заявил о том, что нужно готовиться к созданию униатского патриархата, связывая это именно с объединением церквей на Украине.
Какова же реакция Филарета? Никакой. Он молчит. Но вот Юрий Дорошенко, который считается приближенным к Филарету, в конце этого дня заявил в комментариях, что Епифаний является гомосексуалистом.
Возникает вопрос: почему, сказав «А», Дорошенко не сказал и «Б»? Если ему известно о гомосексуальных пристрастиях Епифания, то почему он не озвучил имя его любовника? Ведь если Дорошенко намекал на кого-то из числа окружения Епифания, то филаретовцам было бы выгодно озвучить всю эту ситуацию целиком и заявить, что они вместе ополчились против Филарета на фоне их гомосексуальной связи. Однако далее упоминания гомосексуальности как таковой, Дорошенко не пошел.
После этого Епифаний действительно едет в Мариуполь, как об этом и говорил Филарет, и проводит там богослужение и встречи с иерархами. Здесь нужно отметить ряд деталей. На богослужении присутствовал иерарх СЦУ Сергей Горобцов, который является правящим архиереем Донецким и Мариупольским. Но вот интересная деталь: Горобцов до сих пор позиционирует себя на Фейсбуке именно как клирик УПЦ КП
В свое время именно Филарет продвигал Горобцова, начиная от диаконского сана и заканчивая архиерейским. Примечательна его позиция и в отношении Константинополя: в мае прошлого года, комментируя заявления о том, что Константинополь при помощи томоса пытается подчинить себе УПЦ КП и УАПЦ, он поддержал Филарета и заявил, что Украине нужна церковь, которая бы управлялась из Киева и не подчинялась Москве или Константинополю.
Поэтому после встречи с Михаилом Зинквевичем, поездка Епифания в Мариуполь выглядит как очередной этап переговоров с влиятельными сторонниками Филарета.
Но в этой поездке есть деталь, которая проливает свет на многие вещи. Дело в том, что в Мариуполь приехал экзарх КонстП архиепископ Даниил Зелинский, о котором шла речь в первой части этой записи. Причем не просто приехал пообщаться с Епифанием, а приехал с официальным визитом и как бы между прочим дал Горобцову денег — якобы на нужды приютов.
Попросту говоря, дело выглядит так, что Горобцова решили переманить на свою сторону с помощью денег. И здесь есть нюанс: Епифаний нищ и не может сейчас купить Горобцова, и вместо него это как бы между прочим делает Зелинскй — представитель КонстП.
В этот же день после литургии Филарет заявляет, что продолжит борьбу за независимость от Москвы и Константинополя. То есть Филарет прямо заявил, что Константинополь пытается получить влияние на СЦУ, и против этого влияния и ведется борьба.
Более того, на следующий день Филарет дает большую пресс-конференцию, на которой подчеркивает несколько вещей:
— внутри СЦУ заявляют, что «патриархат нам не нужен», и Филарет задает вопрос: «вы понимаете ЧТО вы делаете? Вы разрушаете то, что мы создали»
— СЦУ получит патриархат и признание, когда будет объединение с другими церквями, намекая таким образом на УПЦ. Филарет указывает, что не надеется на роль Константинополя в вопросе признания, более того, он указывает на то, что Варфоломей не справился со своими обещаниями, и на данный момент признания поместными Церквями новой структуры нет, евхаристического общения нет, и даже перспектив на признание он не видит, идя таким путем.
Поэтому Филарет возвращается к старой идее — если УПЦ КП поглотит все православные структуры на Украине, то тогда и будет признание
— в своей речи Филарет подчеркивает, что он узнал некоторые новые вещи о Епифании, и если бы знал о них ранее, то не поддержал бы его на «объединительном соборе»: «если бы я знал то, что происходит, то я бы его кандидатуру не выдвигал бы», «Правда состоит в том, что не он управляет, а ним управляют». При этом он намекнул, что влияние это не продиктовано внутрицерковной ситуацией, указывая на некое влияние извне. Приводя себя в пример, он указал, что много раз попадал в такие ситуации, когда ему пытались навязать влияние, но он отстаивал церковную позицию по принципу «Богу — божье, а кесарю — кесарево».
Исходя из всего вышесказанного вполне логично напрашиваются следующие выводы.
Вафроломей заключил с Порошенко договор, где указывалось, что Украина предоставит Константинопольскому патриархату здания на Украине, но Порошенко потерял власть, а Варфоломей ничего не получил. Теперь же, пользуясь слабостью позиций Епифания, Варфоломей через своих людей пытается навязать свою власть структуре и подавить в ней всякие стремления к полной независимости, и доходит до того, что его иерархи привозят деньги тем, кто поддерживает Филарета, чтобы перекупить их.
Епифаний готов ради сохранения власти идти в унию с католиками. Это не противоречит идеям КонстП, который стремительно развивает отношения с Ватиканом. И здесь примечательно, что после заявления Епифания и Шевчука приехал иерарх КонстП Даниил Зелинский, который большую часть жизни провел в унии и регулярно проводит экуменические богослужения с католиками.
Филарет заявляет о некоторых деталях касательно Епифания, о которых он не знал ранее. И почти одновременно с этим человек из окружения Филарета заявляет о том, что Епифаний — гомосексуалист, а на встречу с Епифанием в Мариуполь приезжает Зелинский, о котором заявлялось как о гомосексуалисте. Более того, высказывания самого Зелинского наводят на определенные размышления. Как указывает ряд СМИ, в интервью чикагскому журналисту Зелинский не стал называть гомосексуализм грехом, а обозначил это явление как «образ жизни».
Если брать популярную фразу касательно евроинтеграции Украины «в Европу через ж...», то в даннм случае ее можно перефразировать как «томос через анус», а константинопольские иерархи поимели руководство СЦУ во всех смыслах этого слова: не только отбирают идею патриархата, но и занимаются сексом с главой этой структуры.
Нужно подчеркнуть, что прямых доказательств того, что Епифаний имеет гомосексуальные связи с Зелинским пока что нет, но фигура Зелинского вполне объясняет, почему Филарет так активно начал выступать против влияния Константинополя на Украину и пытается сместить Епифания с должности главы структуры, а также почему человек из окружения Филарета заявил о гомосексуализме Епифания, но не рискнул указать на того, кто состоит с ним в гомосексуальной связи.
Я читал о том, что в спецслужбах иногда используют подсадных гомосексуалистов ради решения тех или иных тактических задач, и мне грустно от того, что и религиозные структуры взяли этот метод на вооружение для решения своих проблем и задач.