Украинцы дождались существенной валютной либерализации — 7 февраля вступили в силу положения принятого полгода назад закона «О валюте и валютных операциях». Новое законодательство, включающее в себя и нормативные акты Национального банка, предусматривает существенные послабления, как для бизнеса, так и для обычных граждан.
«Апостроф» разбирался, в чем польза от нового закона и существуют ли связанные с ним риски.
В Украине грядет валютная либерализация: 7 февраля вступает в действие долгожданный закон «О валюте и валютных операциях». Документ был принят Верховной Радой еще в июне 2018 года, но обретает силу лишь сейчас — спустя более чем полгода. Это время было необходимо для того, чтобы Национальный банк Украины (НБУ) подготовил ряд нормативных актов в рамках принятого законодательства. При этом количество данных регламентирующих актов сократилось в разы — с 56 до 7.
В чем суть
Основные законодательные новшества касаются юридических лиц, в первую очередь, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Так, срок расчетов по экспортно-импортным контрактам увеличен со 180 до 365 дней. Эта норма облегчает жизнь компаниям, которые ведут бизнес, например, с Китаем, поставки откуда (и куда) занимают большое количество времени.
Вместе с тем норма для экспортеров об обязательной продаже валюты сохранится: как и раньше необходимо продавать на межбанке не менее 50% валютной выручки. Но и здесь власти заготовили «пряник» — с марта норматив будет снижен до 30%.
Вступившим в силу законом также отменяются индивидуальные лицензии на валютные операции. Если раньше компании должны были собирать целый пакет документов для получения индивидуальной лицензии под конкретную транзакцию и на определенную сумму, то теперь юрлица будут получать от банков так называемые е-лимиты — ежегодно они смогут без индивидуального разрешения инвестировать за границу до 2 миллионов евро. При этом ответственность за правомерность выдачи е-лицензий ляжет на банки.
Еще одно новшество — отмена валютного контроля за операциями на суммы до 150 тысяч гривен в эквиваленте в сутки (на сегодня это — примерно 5,4 тысячи долларов).
Главным бонусом для физических лиц станет возможность покупки иностранной валюты онлайн. Ежедневный лимит — 150 тысяч гривен. В частности, речь может идти об оплате за учебу, лечение за рубежом, о средствах для проживания на территории иностранного государства. При этом в самой Украине разрешена выплата в валюте зарплат и других платежей неторгового характера.
Отдельно следует отметить, что продажа валюты теперь разрешена не только банковским, но и небанковским финансовым учреждениям, а к ним, в частности, относятся кредитные союзы и ломбарды. Более того, купить иностранную валюту теперь будет возможно и в почтовых отделениях.
Навстречу инвестору
По мнению бывшего заместителя главы НБУ Александра Савченко, закон о валюте и сопутствующие постановления Нацбанка, «крайне важны» для нашей страны. «Бизнес и украинцев ждет ряд улучшений», — заявил «Апострофу» финансист.
Такую точку зрения разделяют и другие эксперты, опрошенные изданием.
«Главная цель данного закона, на мой взгляд, — установить нормальный цивилизованный валютный рынок, который позволит спокойно и уверенно работать по внешнеторговым операциям, а также инвесторам, — рассказал в комментарии „Апострофу“ старший аналитик группы компаний Forex Club Андрей Шевчишин. — Украина нуждается в инвестициях, у нашей страны западный вектор развития, и валютное регулирование является одной из сторон этого процесса. Нам нужно сделать все, чтобы инвесторам было комфортно в этой стране».
В свою очередь, главный эксперт Совета НБУ Виталий Шапран в разговоре с изданием отметил, что закон о валюте направлен на облегчение ведения внешнеэкономической деятельности в Украине, «и, конечно же, он окажет позитивное влияние на бизнес-климат в стране».
Либерализация для всех
Если говорить более предметно, то, по словам Виталия Шапрана, новое валютное законодательство имеет два главных вектора. «Во-первых, сделано все или почти все, чтобы „маленький украинец“ почувствовал реальные послабления. Например, транзакции по сумме ниже 150 тысяч гривен вообще выводятся из-под валютного надзора. В перспективе, после изменения законодательства по финмониторингу, эта сумма будет увеличена до 300 тысяч гривен. Позволяется online-покупка иностранной валюты до 150 тысяч гривен, увеличивается лимит на перевод иностранной валюты за рубеж без открытия счета до 150 тысяч гривен (до этого — 15 тысяч гривен, — „Апостроф“)», — рассказал специалист.
Кроме того, как отметил Шапран, законом убираются малоэффективные ограничения по операциям юридических лиц. «Например, сроки расчетов по экспортно-импортным операциям продлены до 365 дней, упраздняться санкции в форме приостановления внешнеэкономической деятельности за нарушение сроков расчета по экспортно-импортным операциям, упраздняется процедура регистрации внешних заимствований», — пояснил он.
Аналитик инвестиционный компании «Альпари» Максим Пархоменко позитивно оценивает валютный закон, так как он «либерализует и выводит из тени многие операции». Также он подчеркнул, что отныне граждане могут получать и отправлять за границу большие, чем раньше, суммы в валюте без лишней бумажной волокиты. «Также допускаются операции с ценными бумагами иностранных государств, на сумму до 50 тысяч долларов в год. Иными словами, теперь без лицензии можно легально открыть счет в западном брокере и покупать бумаги (акции, облигации) в пределах этой суммы. Доходы также могут не конвертироваться в гривну, как и платежи по страховке (страхование жизни)», — рассказал эксперт.
Немного о рисках
Но, несмотря на общий позитив, следует также обратить внимание и на недостатки вступившего в силу законодательства, а также риски, которые оно потенциально в себе несет.
Андрей Шевчишин, в частности, считает, что в определенной мере это законодательство может создать предпосылки для давления на гривну, которая сейчас демонстрирует невиданную стабильность. По его словам, компании, благодаря увеличению срока расчетов по внешнеэкономическим операциям до одного года, смогут придерживать валюту, если конъюнктура будет неблагоприятной. «Экспортеры, заводя в страну валюту и, предполагая, что, например, в ближайшее время она будет дешеветь, могут ее придержать, и, соответственно, когда она восстановится, — продать. В результате будет снижаться предложение валюты на рынке», — пояснил он. Кроме того, увеличение лимитов на покупку валюты и ее перевода за рубеж также потенциально могут вызвать давление на гривну, но, как считает Шевчишин, вряд ли стоит ожидать, что население начнет массово скупать доллары и евро и выводить их из страны.
Александр Савченко, в свою очередь, отмечает, что, к сожалению, в законодательстве сохраняется норма об обязательной продаже валюты. «Остается для меня лично непонятным запрет на валютные кредиты украинскому бизнесу от украинских банков. Только экспортерам можно брать валютные кредиты. В то же время в этом законе запускается рынок „форвардов“, которые смогут хеджировать валютные риски. А если есть возможность это делать, то нет смысла блокировать валютное кредитование. Так и получается — то шаг вперед, то шаг назад», — констатировал он.
Чрезвычайное положение от НБУ
Финансовый эксперт Алексей Кущ, который из всех опрошенных «Апострофом» экспертов наиболее критичен в отношении нового валютного законодательства, считает, что заявленная валютная либерализация затронет не более 5% населения. По его словам, самый большой плюс этого законодательства — это, собственно, его название, «которое дает позитивный месседж, что с валютой в Украине будет все хорошо». В комментарии изданию он отметил, что упомянутый закон входит в число законодательных актов, которые можно назвать «реформаторской дымовой завесой», когда в предвыборный год нужно показать какое-то движение в сторону либерализации.
Главным риском нового валютного законодательства специалист назвал тотальное усиление позиций Национального банка, который наделен правом, в случае ухудшения экономической ситуации в стране, вводить различные ограничения на валютном рынке, вплоть до чрезвычайного положения. По его словам, ЧП может вводиться на полгода, а затем несколько раз продлеваться. «Фактически, на полтора года НБУ может нивелировать действие этого закона», — заявил Кущ. При этом он не исключил, что такое положение может быть введено уже в феврале, в связи с чем, «реальная либерализация, если она состоится, в соответствии с этим законом, будет осуществлена даже не в следующем году, а в 2021 году».