Президент Петр Порошенко выступил на пленарном заседании ПАСЕ в Страсбурге и ответил на вопросы евродепутатов. «Вести» собрали главные тезисы из его выступления.
О Крыме
Вопрос полуострова — «не завершенное дело» (накануне президент Чехии Милош Земан заявил, что вопрос закрыт, и предложил Украине «компенсации» за полуостров. — Авт.). «Эта трибуна была создана не для призывов об умиротворении, как и не для призывов торговаться территориями за деньги, нефть или газ», — отметил Порошенко.
Кроме того, президент призвал ПАСЕ удвоить усилия по защите прав человека в Крыму. «Только пристальное внимание к этим регионам (Крыму и Донбассу. — Авт.) сможет ослабить преследования», — подчеркнул он.
При этом, отвечая на вопрос одного из депутатов о вероятности проведения повторного референдума по самоопределению Крыма, Петр Порошенко отметил: сначала полуостров должен будет вернуться в состав Украины. «Я за все, что соответствует Конституции Украины. И вопрос суверенитета — это вопрос национального референдума: мы должны говорить о нем только после того, как Крым вернется в состав Украины», — отметил президент, добавив, что «под дулом оружия» провести плебисцит будет невозможно.
О Минских соглашениях
Изначально Минские договоренности были разделены на две части — «безопасность» и «политика» (на самом деле, в документе не существует разделения. — Авт.), и Украина «уже выполнила 95% обязательств по политической части» (приняв Закон о создании условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей — он обеспечивает региону особый статус. — Авт.) При этом, по словам президента, РФ не выполняет взятые на себя обязательства в части безопасности.
«Что мы ждем от российской стороны? — Это вопрос безопасности, и, главное, — прекращение огня... Москва продолжает нагло закрывать глаза на наши настойчивые призывы вернуться в правовое поле. Эти требования четко зафиксированы в резолюциях ПАСЕ, но РФ делает вид, что речь идет не о ней. Она продолжает игнорировать свои обязательства в рамках Минских договоренностей», — отметил Порошенко, добавив, что РФ продолжает поставки оружия незаконным формированиям.
О законе «Об образовании»
Вопрос, возмутивший украинских соседей, о лишении (согласно новому закону) права нацменьшинств обучаться на родных языках, президент парировал... сразу на четырех языках. Он сделал упор на необходимости реформирования системы образования: ст.7 закона, подвергшаяся критике европейцев, «направлена на улучшение состояния украинского языка в публичной жизни, но также гарантирует использование языков нацменьшинств, — отметил президент. — Мы не написали ни слова о дискриминации языков нацменьшинств — наоборот, создаем условия для их изучения. Но просим их изучать и украинский: это защита прав всех детей, поскольку иначе они лишаются возможности получать образование и интегрироваться в общество».
Петр Порошенко привел в пример собственный опыт: родившись в Одесской области в центре болгарской общины, он освоил язык. После переехал в область, где был в ходу румынский язык, и освоил его. «Когда я начал работать в Киеве с польскими коллегами, то rozumiem wszystko po polsku, I speak English fluently, спокойно и комфортно разговариваю по-русски, розмовляю українською. Именно это я хочу видеть в регионах Украины, где живут национальные меньшинства», — отметил глава государства.
В защиту закона Порошенко также привел аргумент о проведении проверки его текста Венецианской комиссией — по итогам ее резолюции он пообещал внести в закон необходимые правки.
О возвращении россиян в ПАСЕ
Условие Киева по возвращению российской делегации к работе в ПАСЕ — начало выполнения РФ «обязательств по Минскому процессу». Петр Порошенко напомнил, что именно Ассамблея ПАСЕ приняла резолюцию о политических последствиях «агрессии России против Украины: она устанавливает, что только значительный и видимый прогресс имплементации может стать основой для восстановления полноценного диалога с Ассамблеей на основе взаимного уважения.
«Фактически же ни один критерий не был выполнен: есть ли основания для возвращения к привычному ведению дел с РФ в ПАСЕ? — Давайте будем искренними: в одних местах РФ уничтожает демократию на танках, в других — фейковыми новостями», — резюмировал Петр Порошенко.
О возвращении ядерного статуса
Украина пошла на широкий жест, отказавшись от статуса ядерного государства в 90-е, однако сейчас не намерена возвращаться к этому вопросу. «Мы не желаем возвращать ядерный арсенал, наоборот, считаем, что система нераспространения — это путь к глобальной безопасности, и это — еще одна причина для необходимости единства и солидарности в мире», — заявил Порошенко в Страсбурге.
О коррупции
Украина движется «в правильном направлении» в плане реформ в части борьбы с коррупцией. «У нас внедрены беспрецедентные антикоррупционные механизмы: НАБУ, САП, Нацагентство по вопросам борьбы с коррупцией. Система уже дает положительные результаты. А электронное декларирование чиновниками и госслужащими своих активов, трат и финобязательств — самая, пожалуй, важная инициатива, — отметил глава государства. — Особое внимание уделено минимизации влияния чиновников на использование госсредств, в частности, создана система госзакупок «ПРОЗОРРО».
Свои усилия по борьбе с коррупцией Порошенко назвал «story of success» (историей успеха), и отметил, что на вопрос об оптимизме может ответить однозначно: «Для меня антикоррупционный стакан наполовину полон».
О судебной реформе
Коснулся Петр Порошенко и судреформы — ее он считает одним из наиболее важных элементов реформирования.
Президент отметил важность перестройки Верховного суда («мы создаем его с нуля при помощи общественности, в нем — совершенно новые судьи из числа адвокатов, общественных деятелей, ученых и честных судей») и создания Антикоррупционного суда. В последнем деле, по словам гаранта, важно:
— качественное законодательство, соответствующее нормам Конституции;
— беспристрастные члены комиссии, которые будут осуществлять отбор судей;
— профессиональные и добропорядочные кандидаты;
— доверие общества к суду.
Параллельно он передал «привет» Михаилу Саакашвили: «Политическое влияние на формирование антикоррупционного суда — неверно, ведь это противоречит европейским стандартам», — отметил президент (создание суда — одно из требований «Руха новых сил». — Авт.)
В целом, реформу Порошенко назвал «тектоническим сдвигом», который позволил наполнить реформу новым содержанием и «построить действительно независимую ветвь судебной власти».