В июне этого года САП и НАБУ с привлечением ФБР и внедренного агента провели громкую антикоррупционную спецоперацию в Киеве. В одном из дорогих ресторанов столицы оперативники задержали охранника народного избранника из провластной фракции БПП Борислава Розенблата при получении взятки в размере 200 тысяч долларов.
По данным следствия, Розенблат и его коллега из «Народного фронта» Максим Поляков за денежное вознаграждение лоббировали законопроект о добыче янтаря, согласно которым рентная плата за добычу янтаря сокращается с 25 до 5%. Якобы заинтересованная в этом компания выделила 300 тысяч долларов на лояльность чиновников, чтобы реализовать проект рекультивации земель в Житомирской и Ровенской областях. Причем, под видом рекультивации на этих участках планировалась добыча янтаря. В дальнейшем должна была произойти реализация янтаря через оффшорную фирму, в которой учредителем была сестра Розенблата Елена.
В ходе спецоперации было задержано шестеро фигурантов этого дела: охранники Розенблата и Полякова, помощница Полякова и три представителя межфракционного объединения «Депутатский контроль». Розенблату инкриминируют взяточничество на общую сумму 285 тыс. долларов. Сам депутат отрицает любые обвинения и считает дело против него местью со стороны НАБУ за его деятельность по легализации янтаря в Украине. К данному времени ВРУ успела снять с парламентария неприкосновенность, однако отказалась одобрить его задержание и арест. Помимо этого суд обязал депутата носить электронный браслет и внести 7 млн гривен залога, с чем Розенблат, в отличие от своего коллеги (Поляков до сих пор не одел электронный браслет) успешно справился.
В интервью Українським Новинам Розенблат проливает свет на отношения с агентом НАБУ Екатериной, которая представилась представителем арабской компании. Пришлось депутату ответить и на вопрос о том существует ли интимное видео с агентом. Розенблат также рассказал о роли своей сестры в этом деле, почему настаивает на принятии законов о добыче янтаря, а также о том, что будет делать, если парламент осенью разрешит его задержание и арест.
Весь разговор депутат тщательно прятал запястье на правой руке, стесняясь показывать одетый электронный браслет. Затем он признался, что стесняется его показывать по личным убеждениям.
Что сейчас происходит по делу? Осуществляются ли какие-то следственные действия?
По моей информации, на данный момент никаких следственных действий не проводится. Может они и проводятся, но я об этом не знаю. Что касается судебных решений, то они есть. Были допущены следствием ряд ошибок. Сейчас мои адвокаты инициируют пересмотр дела, потому что как я считают, что это не просто ошибки, а предвзятое отношение к этому делу.
Речь идет об ошибках в фамилии в паспорте?
Речь идет не только о паспорте. В материалах указано, что меру пресечения в отношении меня применяют не на 2, а фактически на 3 месяца.
Насколько я понимаю, вы выполнили все требования согласно решению суда о мере пресечения?
Все, что было написано в постановлении, кроме сдачи чужого паспорта я выполнил. Свои загранпаспорта я все сдал.
Вас обвиняют во взяточничестве и лоббировании за материальное вознаграждение законов о рынке янтаря в Украине. С вас сняли неприкосновенность, однако отказали в задержании и аресте. Вы готовы сдать мандат для того, чтобы доказать свою невиновность и не прятаться за иммунитетом?
Нет такой нормы, которая бы разрешала сдать мандат на период расследования. Сейчас у меня нет депутатского иммунитета, с меня снята неприкосновенность.
Будете ли вы выходить из партии «Блок Петра Порошенко «Солидарность»?
Я считаю, что этот вопрос уже будет решен судом. Если я виновен, то да, если невиновен, то почему я должен это делать?
У вас в Германии много имущества, вы не бедный человек, что означает, что вам ничего не мешает сбежать от следствия за границу....
Согласно моей декларации у меня есть и деньги и недвижимость за границей. Это, во-первых. Во-вторых, у меня нет возможности выехать за границу, потому что у меня нет ни одного заграничного паспорта, у меня нет гражданства другой страны и поэтому все мечты прокуроров о том, чтобы я выехал за границу, не сбудутся. Я еще раз повторяю, что я невиновен и никаких взяток не получал. Я все делал в рамках закона «О статусе народного депутата». А то, что прокуроры САП и детективы НАБУ придумали какую-то историю и на сегодняшний день продолжают на этом пиариться, это все на их совести. Я знаю, что в любом случае будет открыто уголовного производство по статье 370 Уголовного кодекса (провокация преступления), по которой мы обвиняем сотрудников НАБУ. Уже сегодня я вижу сопротивление, потому что они понимают, что к ним будет очень много вопросов. Потому что нет никаких лиц, которых якобы я подкупал или пытался подкупить.
Какая ситуация сейчас с фирмой вашей сестры, которая по данным следствия была создана для добычи и вывоза янтаря из Украины?
Кто ее создал, пусть и занимается ее судьбой. Фирму создали сотрудники НАБУ по каким-то данным моей сестры, которая никогда не знала об этой фирме. Второй вопрос — никаких документов она не оформляла и не давала никаких поручений, чтобы руководить этой компанией. Она была создана НАБУ для того, чтобы делать все по своему сценарию и они продолжают это осуществлять.
Давайте поговорим об агенте Екатерине. Кто ее вам представил? Как вы познакомились?
Она пришла ко мне в кабинет с моим братом, к которому ее привел бывший сотрудник правоохранительных органов и попросил, чтобы она зашла ко мне, поскольку представляет крупную арабскую компанию. С этого в принципе и началась история в июле 2016 года.
Почему вы стали ей доверять? У вас на счет нее не было никаких сомнений о том, что она ведет двойную игру?
Вы знаете, я депутат Верховной Рады Украины, мажоритарщик, ко мне ежедневно обращаются сотни граждан, которые просят о той или другой помощи. Для меня люди важны, что в моих силах — я помогаю. Особенно если речь идет о создании рабочих мест, легального бизнеса, новых возможностей. И не забывайте, я все-таки человек, который продолжает бороться за легализацию янтаря, и буду делать все возможное, чтобы это полезное ископаемое принадлежало украинскому народу, а не криминалитету «под крышей» правоохранительных органов.
То есть, по сути, у вас не было оснований не доверять этой женщине?
Мне интересна любая ситуация, когда человек ко мне приходит и говорит, что его интересует создание условий и рабочих мест на территории Украины. Для меня это принципиально важно. Такая же ситуация, когда ко мне обращаются люди, которые создают в Житомирской области предприятия по лесопереработке, предприятия по переработке других ископаемых. То есть любая промышленность и ее развитие в Украине для меня всегда интересна. Да, я несколько раз спрашивал у этого человека, почему не работает сайт этой компании. Когда я был в феврале в ОАЭ, я хотел встретиться с руководством этой компании. Она же отвечала, что представители компании постоянно в командировках по всему миру. У меня банально не было времени для проверки данного человека. Да, возможно я поплатился за свою доверчивость, но я не считаю это своей помехой. Человеку нужно доверять. Потому что, если тебе доверили быть депутатом Верховной Рады, ты тоже должен доверять тем людям, которые к тебе приходят.
Какая роль депутата НФ Полякова в вашем деле? Контролирует ли он добычу янтаря, как следует из материалов дела?
Я думаю, что он случайный свидетель или случайная жертва преступной махинации сотрудников НАБУ. Я думаю, что они просто искали выход на меня. Они искали любой возможности для того, чтобы выйти на меня.
Предлагали ли вам сделку со следствием? Готовы ли в обмен на свободу давать показания против других чиновников?
Они же понимают, какая может быть сделка со следствием? Нет никаких других фигурантов. То, что дело выдуманное, это факт. Говорят о какой-то янтарной мафии, это абсурд! Это просто смешно. У нас янтарная мафия, если помните, была задержана в минувшем году, когда на вертолетах СБУ и прокуратура задержали заместителя облпрокурора, полковника полиции и руководителя СБУ. Вот это была действительно операция по янтарной мафии, а когда задерживают двух депутатов, которые подали законопроект, призванный действительно развивать нашу страну, наполнять бюджет...это просто смешно. Наверное, имел место заказ на то, чтобы сделать ВРУ ручной, чтобы все сидели тихо. Главной задачей было обуздать человека, который борется с янтарной мафией, постоянно освещает это и задает очень неудобные вопросы.
Что с теми законопроектами, которые призваны улучшить ситуацию на рынке янтаря?
Эти законы так и лежат, даже не проголосованы в комитете. Они рассмотрены только в одном Антикоррупционном комитете, который дал позитивный вывод, что они действительно нормальные законопроекты и не содержат коррупционных признаков.
Будете ли настаивать на их принятии?
Эти законопроекты актуальны и я считаю, что они имеют возможность стать законами. Ведь сегодня вопрос незаконной добычи янтаря — это 200-300 тонн сырья ежегодно, это в сумме по самым минимальным закупочным ценам — 300-500 миллионов долларов США. Если же эту стоимость перевести в рыночную или покупать тот же янтарь в других странах, то это цифра достигнет миллиарда долларов (!), которые идут в карманы крышевальщикам, а не в бюджет...Эти миллионные потоки — это наши школы, больницы, дороги и отличная поддержка развития местных громад. И еще эти деньги могли укрепить обороноспособность нашей страны. Об этом я говорил и говорю на всех эфирах. Все прекрасно понимают, что так называемое «дело Розенблата» — это всего лишь попытка остановить мою деятельность в направлении легализации всего этого процесса. Исходя из цифр, которые я озвучил, представьте себе, какие деньги брошены на мою дискредитацию. Поэтому, то в чем меня обвиняет НАБУ, просто смешно.
Политические эксперты говорят, что видео, которое было обнародовано по делу, лишь часть из всего массива. Говорят, что есть также интимное видео с вашим участием. Скажите, была ли у вас интимная связь с агентом Екатериной?
Пускай это будет вопросом Специализированной антикоррупционной прокуратуры, НАБУ и всех остальных.
Верите ли вы, что есть такое видео?
Я знаю только одно — наше общение длилось на протяжении года. Что там и каким образом происходило, это уже вопрос следствия.
Часто ли вы встречались с тем агентом?
Часто, она постоянно приезжала ко мне, просила о помощи и так далее. Она со мной действительно была в тесных дружественных отношениях. Даже ездила к детям в житомирский интернат передавать подарки.
В глазах общественности вы уже, как и Поляков, впрочем, признаны виновными... Как считаете, почему и видите ли вы в этом свои причины?
За 26 лет независимости у людей сложилось предвзятое отношение к представителям власти — чиновникам, депутатам. Если ты депутат, то априори виновен. Вот и все.
Как изменить такое отношение к депутатам?
Для этого я попросил парламент снять с меня неприкосновенность и идти в суд для того, чтобы доказывать невиновность. Я думаю, что мои избиратели как раз ждут этого, потому что для них это тоже удар по имиджу. Ведь они доверили мне представлять свои интересы в парламенте и хотят видеть депутатом порядочного человека. И сегодня для меня очень важно защитить свое имя и защитить честь Житомира.
Часто ли вы общаетесь с правоохранительными органами и органами власти, в том числе судами в Житомирской области, в том числе по рабочим моментам?
По рабочим моментам у меня была единственная встреча с работниками суда в присутствии журналистов, когда мы пришли на первое заседание суда. Это был единственный раз, когда я был в помещении суда. В других случаях я с судьями не то что не встречался, но и вообще лично не знаком. То же самое касается и прокуратуры. С областным житомирским прокурором я дважды общался — когда его назначили и на публичной встрече, когда был насущный вопрос по янтарю. Все другое — это были рабочие встречи в административных помещениях. То есть, это были нормальные деловые отношения, никаких личных отношений или товарищеских не было, это нонсенс.
Предлагал ли кто-то вам денежным путем «замять» это дело?
Это дело нельзя «замять», ни за какие деньги. Это дело уже содержит свой оттенок и очень бросает тень на парламент и на депутатов. Это вопрос уже к суду. Я считаю, что дело должно быть доведено до логического завершения.
Дойдет ли дело до суда?
Обязательно. В любом случае, его так просто нельзя прекратить. Здесь нет обратного пути, назад никто не пойдет.
Общаетесь ли вы с Поляковым?
Я не нарушаю условий по решению суда. Я законопослушный гражданин и ценю закон. Если решено внести залог, я его внес. Сказали надеть электронный браслет, я его надел, сказали не общаться, я не общаюсь. То есть я все сделал, о чем просили, чтобы не говорили, что депутаты это другая каста. Нет. У нас существует каста неприкосновенных, но не депутатов, а правоохранителей, потому что они действительно покрывают друг друга. У нас формируется полицейское государство, а это серьезная угроза. Если есть провокация, которая запрещена во всех странах мира и демонстрируется как победа, то о чем говорить? Рассказывать, что всунули депутату взятку и потом рассказывать о задержании янтарной мафии? Перестала ли существовать после этого янтарная мафия? Или может янтарь не вывозится за границу? Эта «победа» еще окажется для НАБУ проблемой.
Почему на ваш взгляд Поляков отказывается носить электронный браслет?
Сегодня я должен выполнять то, что решил суд, потому как судебное решение — это закон. Решение может отменить только суд вышестоящей инстанции. 17 августа состоится рассмотрение апелляции. Посмотрим, какое будет решение, однако, на данный момент, есть решение Соломенского суда и я его должен выполнять. Все, точка.
Если Верховная Рада в сентябре одобрит разрешение на ваше задержание и арест, что будете делать? Будете ли находится в стране?
Вы постоянно задаете этот вопрос. Повторяю, что паспортов у меня нет, возможности выехать за границу тоже нет, как собственно и желания избегать следствия, потому что я знаю, что невиновен.
Какие ваши дальнейшие шаги? вы будете концентрироваться на своей защите и только?
Я буду концентрироваться и на продолжении работы народного депутата Украины. Вопросом защиты занимаются мои адвокаты. Я показал все свои доказательства и предоставил материалы. Сейчас для меня принципиально защитить себя и свою честь в судах.
Нравятся ли вам изделия из янтаря и держите ли дома у себя янтарь или украшения из солнечного камня?
У меня с янтаря есть только 10-12 сантиметровое сувенирное дерево, которое мне подарили на день рождения. Есть еще несколько картин, которые также обработаны янтарем. Они делались в Ривненской области на специальных предприятиях. Еще раз хочу сказать, что я никоим образом непричастен к незаконной добыче янтаря и его закупке. Меня с янтарем связывает только желание легализировать добычу камня в пользу народа и государства.
Что вы думаете о процедуре лишении украинского гражданства? Это политический инструмент или нет?
Меня лишить гражданства невозможно, потому что я родился в Киеве, всю жизнь прожил в Житомире. Всю жизнь живу и работаю в Украине.
Я читал много прессы, но я думаю, что если у Президента были основания предоставить гражданство, он его дал, если были основания прекратить гражданство, он это сделал. Но в любом случае, нельзя приехать в страну и начинать бороться за права, не понимая самой сути. У меня было несколько встреч с господином Саакашвили (экс-губернатор Одесской области, гражданство которого Президент прекратил), но когда он бессмысленно и безосновательно начал позорить граждан и Президента, то я ему дал понять, в чем он не прав. Чтобы делать какие-либо заявления, необходимо тщательно обдумывать их последствия. То же самое будет по «янтарной мафии». «Фейковое» дело и точка. Помните скандальную ситуацию 2009 года о «депутатах-педофилах»? Пятно на репутации и покалеченные судьбы народных избранников. Но для чего? В конечном итоге, все равно все оказалось неправдой. То же самое будет и с нами, но мы отстоим себя в суде.