С 1 июля 2016 года понятие ЖЭК (коммунальная жилищно-эксплуатационная контора) было фактически упразднено вступившим в силу Законом «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме».
Напомним, что согласно нормам этого закона, до конца июня прошлого года жители многоэтажек должны были либо создать ОСМД, либо выбрать для своего дома профессионального управителя. В случае если ни один из этих шагов сделан не был, управляющую компанию для таких домов путем конкурса должна была определять мэрия.
Имена победителей соответствующего конкурса, как сообщало БюроUA, были оглашены в Днепровском горсовете 21 октября 2016 года. Управителем в Шевченковском, Центральном, Чечеловском и Новокадацком районах было определено КП «Жилсервис-2», в АНД и Самарском – КП «ЖХ Самарского района», в Индустриальном – КП «ЖЭП №34», в Соборном – КП «ЖЭП №22». Помимо городских коммунальных структур, в конкурсе принимали участие частные предприятия. Однако, судя по ряду факторов, как писало в своем расследовании БюроUA, победителей в мэрии негласно определили заранее.
К критериям отбора и подсчету баллов участников конкурса есть масса вопросов. Мы обосновано предполагали, что причиной победы в конкурсе исключительно коммунальных предприятий было желание мэрии законсервировать существующую в городе ситуацию, когда ЖЭКи выступают «прокладками» между бюджетом Днепра и близкими к определенным бизнес-интересам частными подрядными структурами, которые уже давно выполняют работу по содержанию домов и придомовых территорий. Но новые факты, обнаруженные БюроUA, добавили ситуации еще большей ясности.
«Программа реформирования» или программа финансовой подпитки коммунальных ЖЭКов?
Так, 30 марта 2016 года в Днепре была принята Программа развития жилищного хозяйства на 2016-2020 годы.
-Для улучшения финансового состояния жилищной отрасли необходимо продолжить работу по реорганизации жилищно-эксплуатационных предприятий с целью сокращения их количества. Для этого необходимо предусмотреть в бюджете города финансирование мероприятий по погашению задолженности по заработной плате, налогам, электроэнергии, компенсации при увольнении или переводе работников, и т.д., — значится в Программе. – Такие действия следуют из требований измененной законодательной базы, потому что лишь малый процент совладельцев готовы будут выбрать в качестве управителя коммунальное предприятие.
Что из этого следует? То, что мэрия понимала: КП никогда не стать управителями жилищного фонда Днепра (разумеется, без их, чиновничьего, вмешательства) и, стало быть, они в уже скором времени лишатся финансовой подпитки в виде платы жителей многоэтажек. Долги коммунальных предприятий при этом, понятное дело, никуда не денутся.
Стало быть, решили в мэрии, для существования КП необходимо предусмотреть средства в бюджете! По этой причине Программа предусматривала выделение средств, в том числе, на погашение задолженности за потребленную электроэнергию и по заработной плате, на покрытие разницы в тарифах в связи с повышением стоимости электроэнергии и повышением минимальной заработной платы, и другое. Деньги из бюджета коммунальным предприятиям, до недавних пор исполнявшим роль ЖЭКов, как свидетельствуют данные Портала публичных финансов, действительно выделялись. Однако, по логике, после проведения конкурса на право обслуживания жилых домов в качестве управляющей компании, указанные в Программе реформирования деньги на поддержку ЖЭКов, должны быть упразднены. Исключение может быть сделано лишь в части обслуживания домов ветхого жилого фонда, где действительно в силу больших затрат существует разница между экономически обоснованным и фактическим тарифом.
Вся остальная финансовая поддержка жилищных КП не имеет под собой оснований. Во-первых, потому, что на конкурс эти ЖЭКи и жилсервисы выставили экономически обоснованные тарифы (не зря же они скачкообразно выросли в два раза!). Во-вторых, одним из условий конкурса была финансовая состоятельность его участников, а тем более – победителей. Правда, наша мэрия хитро перефразировала требование Министерство регионального развития (изложенное в типовом Порядке проведения конкурса управителей): понятие «финансовая состоятельность» участника было изложено всего лишь как «отсутствие задолженности по кредитам»! Тем не менее, в какой-либо дополнительной финансовой подпитке от городского бюджета новоиспеченные коммунальные управляющие компании не нуждаются и нуждаться не могут, поскольку на их финансовой самостоятельности и самоокупаемости изначально выстраивалась вся эта «коммунальная революция» в Украине. Тем не менее, внесенные 20 сентября 2016 года в упомянутую выше Программу реформирования жилищного хозяйства изменения (в новой редакции было изложено Дополнение 2) свидетельствуют об обратном.
Да, некоторые цифры были уменьшены, но сами абсурдные статьи расходов, вроде «компенсации разницы в тарифах на электроэнергию» или «компенсации на рост минимальной зарплаты», остались. А их быть не должно, ведь, согласно действующему законодательству, существенный рост составляющих тарифа (те же электроэнергия и законодательное повышение «минималки») являются основанием для автоматического повышения тарифов управляющих компаний.
Жилищно-коммунальная «революция» осталась «кормушкой» для коррумпированного ЖКХ?
Когда журналист БюроUA задал вопрос директору Департамента жилищного хозяйства Днепровской мэрии Владиславу Грицаю о причинах наличия бюджетных доплат бывшим ЖЭКам, нам сообщили, что «изменения в Программу вносили до оглашения победителей конкурса», что цифры в Программе «не означают наличие финансирования» из бюджета, что все это из Программы «будет вычеркнуто», и что для КП, которые стали управителями, из бюджета «дотировать больше ничего не будут».
Кто же тогда и зачем составлял эту программу, утверждал её на сессии горсовета, потом вносил изменения и заново утверждал? Получается, что даже в рамках одного департамента правая рука не знает, что делает левая? И пока одна рука выполняла закон Украины о реформировании системы ЖКХ, вторая планировала сохранение старых коррупционных схем? В принятом бюджете города на 2017 год мы видим Раздел 2 «Содержание жилищного фонда», где на статью расходов для Департамента жилищного хозяйства «обеспечение надежного и бесперебойного функционирования жилищно-эксплуатационного хозяйства» предусмотрено бюджетное финансирование в размере 156 753 690 гривен!
Это 50 с лишним процентов от суммы, предусмотренных названной выше Программой. Как так получилось? Ведь бюджетную заявку Департамент Грицая формировал уже после проведения конкурса по определению управляющих компаний!
-Это сумма на капитальные и текущие ремонты! – ответил нам Владислав Грицай.
И снова нестыковка. Капитальные ремонты в городе финансируются из другой статьи расходов, на которую бюджетом также предусмотрены немалые средства. Это во-первых. Во-вторых, сам принцип участия бюджета в текущем ремонте жилых домов вряд ли можно назвать обоснованным, если их заказчиком выступают те же самые бывшие ЖЭКи, нынешние управители жилищного фонда.
Как ранее писала автор, крайне странно выглядит то, что в тарифах выбранных по конкурсу управляющих компаний на проведение ремонтных работ заложены сущие копейки – в процентном отношении они меньше даже, чем «вознаграждение» управителю за посреднические услуги между жильцами домов и частными подрядными фирмами.
Теперь, собственно, становится понятно, почему: коммунальные предприятия, заявляя свои тарифы на конкурс, знали о том, что бюджет их не бросит. Очевидно, что именно в этом и кроется самая главная причина победы в конкурсе коммунальных предприятий. Победи в конкурсе частник, пусть даже «свой» и «правильный», деньги из бюджета напрямую он бы не получил. Однако тарифы участников не оценивали с точки зрения выделения дотаций! Текущий ремонт жилого фонда в них уже заложен.
Инициатива наказуема: Программа разделила горожан на «два сорта»
Нет ничего негативного в том, что мэрия Днепра, имея соответствующие бюджетные возможности, согласилась финансово поучаствовать в текущих ремонтах жилого фонда, жильцы-совладельцы которого так и не решились создать ОСМД или заключить прямой договор в управляющей компанией любой формы собственности. Вопросы вызывает то, что эта финансовая поддержка будет распределяться и «осваиваться» по старым коммунально-коррупционным схемам.
Да, Закон не запрещает органам местного самоуправления выделять бюджетные деньги своим коммунальным предприятиям. И мэрия Днепра хорошо освоила этот принцип, делая едва ли не ежемесячные многомиллионные вливания в уставные фонды тех или иных КП. Но, попав на счета коммунальных предприятий, эти средства сразу уходят в тень от общественного контроля. Одно дело, если упомянутые выше 156 миллионов на текущие ремонты домов через тендерные процедуры будут прозрачно распределены между подрядчиками – исполнителями работ.
И совершенно иное дело, если эти средства без тендеров будут израсходованы неизвестно на что коммунальными управляющими компаниями. Непрозрачность расходования бюджетных средств — первая и самая серьезная проблема городской Программы развития жилищного хозяйства на 2016-2020 годы. По сути, на содержание жилищного фонда коммунальные структуры получат деньги дважды: в виде платежей горожан по увеличенным в два раза тарифам, и в виде бюджетных вливаний без четкого определения – как и на что эти деньги должны быть потрачены.
Вторая системная проблема этой Программы заключается в том, что вопреки идеологии государственной жилищной реформы, мэрия не создала, а разрушила конкурентную среду в сфере услуг ЖКХ. Из текста Программы следует, что жителей города разделили на людей двух сортов: тех, кто принял на собрании решение и заключил договор с частной управляющей компании, и тех, кто не принял никакого решения, получив взамен коммунального управляющего и поощрительную «конфетку» в виде бюджетного финансирования текущих ремонтов.
Кабмин своей реформой призвал горожан стать ответственными собственниками жилья, а мэрия Днепра своими действиями поощряет горожан остаться навсегда в жилищно-коммунальном рабстве.
Цитируем городскую Программу:
-Действие этой Программы распространяется на жилые дома, в которых размещены жилые и нежилые помещений, которые являются объектами права коммунальной собственности, и на жилые дома, которые в установленном законом порядке признаны ветхими, и не распространяется… на жилые дома, которые находятся на балансе (в управлении) предприятий, учреждений и организаций некоммунальной формы собственности; на жилые дома, у которых отсутствуют объекты права коммунальной собственности (жилые и нежилые помещения), — указано в тексте Программы реформирования.
Оценили красоту игры? Если вы пассивны, не хотите отвечать за свой дом, если вы согласны с коррупцией в ЖКХ и у вас в управителях коммунальная «прокладка», вам дадут деньги на ремонт.
Если же вы, не дай Бог, проявили инициативу и осознанно (сравнив тарифы и качество услуг) в конкурентной среде выбрали себе в управители частную фирму, сидеть вам без ремонта за бюджетные средства.
Сложно судить, насколько был честен в своем ответе Владислав Грицай, который утверждал, что 156 с лишним миллионов гривен в бюджете предусмотрены именно на ремонты. Если в этой сумме заложена поддержка коммунальных предприятий в части покрытия их расходов, компенсации их задолженностей, поощрения их бесхозяйственности, то ситуация приобретает откровенно коррупционный и криминальный характер.
Маленький, но наглядный пример…
Потенциальная коррупционность Программы проявляется во многих цифрах и формулировках. Например, в ней предусмотрена дотация коммунальным управляющим компаниям «на уборку чердаков и подвалов» жилых домов. При этом в требованиях конкурсной документации к тарифам претендентов на обслуживание жилого фонда города эта услуга была заложена в обязательном порядке. И она содержится в действующих на сегодняшний день тарифах, причем с немотивированно завышенной стоимостью — примерно 26 копеек с квадратного метра квартиры! Да еще и бюджет подбросит денег на подвалы и чердаки. Абсурд? Или правильней задать другой вопрос – как будем осваивать?
-Насчет чердаков не могу сказать…, — задумался Игорь Кинареев — директор КП «ЖЭП №34» (который на конкурсе выиграл обслуживание Индустриального района). — А вот по подвалам… Да, убираем. Если жильцы дают нам доступ, что маловероятно, так как там их хозяйство… В свое время ключи были в ЖЭКах, а сейчас ставят свои замки, держат там свое хозяйство, захламляют. Если попадаем, то да, убираем. Графика уборки как такового нет. В зимний период нет уборки, весна-осень – да… Я человек новый, на должности всего два месяца, но я проинформирован, что где-то весна-осень! Но жильцы у нас такие агрессивные, могут нанести даже телесные повреждения. Хоть с участковым ходи…
Ну, если за 26 копеек с квадратного метра, да плюс бюджетное финансирование, можно и рискнуть с уборкой, если тыл прикрыт участковым. А вот в КП «ЖХ Самарского района» нас и вовсе удивили. Тамошнее руководство с городской Программой, суд по всему, попросту не знакомо. Поэтому и отправило нас «читать Закон», мол, не могут им из бюджета деньги давать.
По словам директора КП Сергея Файфера, убирать подвалы и чердаки нужно примерно два раза в год. И в тарифе, по его словам, на это есть «маленькие деньги».
-Что касается бюджет, то управителю деньги вообще запрещено выделять, читайте законы! Я деньги кроме как депутатские не могу осваивать. О каких бюджетных деньгах может идти речь?
Вот и нам это интересно. А директору департамента Грицаю не интересно.
-Они запланировали, но могут потом снять эти деньги и перевести на что то другое . Но на самом деле никто не будет выделять, надо разобраться в этой ситуации, — очевидно, сам запутался Файфер.
Действительно, в ситуации этой разобраться нужно. И чем быстрее это сделают депутаты горсовета, тем лучше будет для городского бюджета.
Материал был подготовлен при поддержке Международного Фонда «Відродження» в рамках проекта БюроUA.