Светлана Лобановская: У отца в жизни было много счастливых моментов

В гостях у Sport.ua побывала дочь легендарного тренера Валерия Васильевича Лобановского Светлана Лобановская. Она ответила на вопросы журналистов и читателей сайта.

— 1 декабря стартует прокат документального фильма «Лобановский навсегда». Когда Вы узнали о съемках фильма и когда впервые его увидели?

— О съемках фильма я не знала. Слышала, что есть планы создать этот фильм, но о том, что он будет поступать в прокат, я узнала, когда сказали, что он будет приниматься участие в фестивале «Молодость».

— Обращались ли авторы фильма к Вам? Или Вы не контактировали до этого момента?

— Не контактировали.

— Какие Ваши впечатления от фильма? Узнали ли что-то новое для себя об отце?

— Практически ничего нового не узнала. Несмотря на то, что папа очень мало находился дома, он и на работе, и дома был очень порядочным и целеустремленным человеком. Жизнь у него была везде — и на работе, и дома — одинаковая.

— Хотелось бы из Ваших уст услышать три плюса и три минуса этого документального фильма. Что понравилось, что не очень?

— После того, как папа ушел из жизни, было сделано немало документальных фильмов о нем. Трудно сказать о минусах. Из плюсов — могу сказать, что это один из самых профессиональных фильмов, сделанных на сегодня.

— Насколько правдива история о том, что в момент Вашего рождения киевское «Динамо» играло с «Динамо» (Тбилиси) и диктор на стадионе объявил, что у Лобановского родился сын?

— Да, это правда. Кто-то из болельщиков даже подарил зеленые пинеточки (тапочки) как для мальчика.

— Игра тогда была в Тбилиси?

— Да.

— Просят Вас процитировать наиболее известные, легендарные афоризмы отца...

— Такое количество прессы, литературы, которое прочитывал папа, очень редко встретишь. Поэтому афоризмами он пользовался всю жизнь, и их было у него очень много. Для меня самый интересный афоризм, который он применял ко многим: «Думай... Если можешь».

— Не секрет, что Валерий Васильевич принадлежал к категории тренеров-диктаторов. Я общался с ребятами, которые выступали под его началом еще в «Днепре», это начале его тренерской карьеры. На базу «Днепра» приходили дети, жены футболистов, но когда говорили «Идет Лобановский» — дети разбегались. Так рассказывал Леонид Колтун, который был вратарем «Днепра», известный потом тренер. А у Вас была боязнь к отцу в детстве?

— Я, честно говоря, не понимаю, почему Леня так говорит. Потому что наоборот — дети прибегали. Я хуже помню, как это было в Днепропетровске. Но я прекрасно помню годы с «Динамо» (Киев), со сборной Советского Союза, где дети тянулись к нему.

— Кстати, о Ваших детях. Чем они занимаются? Дети уже подросли, выбрали профессию?

— Дети подросли действительно. Богдан учится на втором курсе Национального университета физического воспитания и спорта, выбрал ту же профессию — футбол. К сожалению, у него не получилось физически заняться напрямую футболом ввиду сложившихся обстоятельств. Но теоретически у него неплохо получается. Поэтому мне кажется, что у него что-то получится в жизни.

Ксения в этом году заканчивает школу. Она у нас человек разносторонний, еще не может определиться, куда больше хочет поступать. А поскольку на сегодня есть возможность охватить для поступления много направлений, она пока на раздорожье.

— У Вашего сына фамилия Лобановский?

— Да, фамилия Лобановский и у сына, и у дочери. Мой муж не имел ничего против. Дети при рождении получили эту фамилию. Мы договорились: когда они будут совершеннолетние и будут получать паспорт, сами выберут фамилию, которую хотят. Выбрали Лобановский.

— В фильме «Лобановский навсегда» одним из сюжетов было то, что редко Валерий Васильевич улыбался. А в домашней обстановке улыбка на его лице тоже была редкостью?

— Если Вы успели заметить, в этом же фильме были кадры, где он улыбается. В домашней обстановке он много улыбался, в рабочей — тоже улыбался. У него было так развито чувство юмора, что даже серьезные вещи он через шутку доносил до людей.

— Я у Вас гостил в ресторане «У мэтра», осталось ли это заведение? Какова его судьба?

— К сожалению, это заведение закрыто из-за сложившейся ситуации в нашей стране. В конце 2013—в начале 2014 годов туда попадали непонятные люди, разбивали. А поскольку у нас охраны надежной не было, мы решили это заведение закрыть — и все кубки и все, что там находилось памятное, забрали домой.

— Когда Ваш отец был самый счастливый в домашней обстановке? Возможно, при рождении внуков? Помните такой момент?

— Мне кажется, что он, как и каждый человек, добиваясь какого-то успеха, всегда радовался. Вы правильно заметили, что при рождении внуков он был самым счастливым человеком. Мне кажется, что у него в жизни было много счастливых моментов.

— Несмотря на успехи киевского «Динамо» и сборной СССР, когда ее возглавлял ваш отец, Москва по-настоящему так и не приняла Валерия Лобановского. Как думаете, почему? И согласны ли Вы с этой точкой зрения?

— В чем-то согласна, в чем-то — нет. Почему не приняли? Потому что это Лобановский. Таких людей очень мало. Конечно, когда они рождаются не в Москве — тогда это вызывает подозрения.

— С кем вы тогда дружили семьями?

— Мы тогда дружили и до сих пор дружим... К сожалению, многие ушли из жизни, осталась одна жена великого актера, как я считаю, Олега Ивановича Борисова. Но сейчас уже меньше дружим с семьями других актеров. Но с семьями корреспондентов из Украины, России и других стран, даже если кто-то ушел из жизни, мы все равно поддерживаем отношения.

— Действительно ли Валерию Васильевичу поступало предложение возглавить миланский «Интер»? Знаете ли Вы что-нибудь об этом? Или только со слухов?

— Так действительно было. Но тогдашний президент миланского «Интера» сказал: «К сожалению, я очень хорошо знаю Лобановского. Он, возглавляя сборную Украины, никогда не покинет этот пост и не перейдет в нашу команду».

— Это было уже в 90-х?

— Да.

— Еще какие были предложения, о которых Вы знаете?

— Безусловно, было много предложений перед тем, как он уехал в Арабские Эмираты. Были предложения от испанских клубов, в частности — «Вальядолида». Было от немецких клубов. Но папа — человек, который плохо принимал в Украине иностранных игроков, потому что он считает, что только на языке общения можно передать свои мысли. В Арабских Эмиратах ему с этим повезло больше, потому что у него в помощниках были тренеры, которые в Советском Союзе учились в Институте физкультуры и проходили практику на базе «Динамо» (Киев). Поэтому они прекрасно понимали все, что хотел сказать папа. А просто через переводчика передать трудно.

— Вы знаете, каким образом появилось предложение из ОАЭ?

— Я не знаю, как возник вариант из Эмиратов. Я знаю, как из Кувейта возник — умер шейх Кувейта, он просил сына, чтобы у них тренировал Лобановский. Он приходил к нам домой. Когда папа дал согласие — тот прыгал как ребенок и говорил: «Я осуществил мечту отца!».

— Вы вместе с отцом жили тогда в ОАЭ, в Кувейте?

— В Арабских Эмиратах нет, а в Кувейте да. Моего мужа папа взял с собой, он работал физиотерапевтом в команде. Но о том, что это мой муж и папин зять, узнали уже после нашего отъезда.

— Ваш отец на этом настоял?

— Да. Он никогда не любил, чтобы родственники работали вместе с ним.

— Валерий Васильевич даже в почтенном возрасте, говорят, прекрасно играл в настольный теннис, вашего мужа обыгрывал в том же Кувейте. Было такое?

— Было. Не только в теннис, но и в бильярд, шахматы. Всеми видами спорта, которыми он прекрасно занимался в юности, до последних дней мог заниматься.

— Вопрос от пользователя. Знаете ли время рождения отца?

— Я, честно говоря, не знаю, бабушка не рассказывала об этом. Но точно знаю, что папа, как и его старший брат, были желанными детьми в семье. К сожалению, их детство и юность выпали на тяжелые годы — военные, послевоенные. Но один момент мне очень запечатлелся в памяти: бабушка рассказывала, что они во время оккупации Киева не находились в Киеве, потому что было очень тяжело. Они находились в какой-то области. Когда освободили Киев, в ноябре они возвращались — и по дороге старший брат предложил папе взять его на руки, папе было тогда три года. Он сказал: «Нет, я буду сам идти до Киева». Трехлетний ребенок шел сам. Мне кажется, это был один из первых шагов к тому, что он в жизни будет достигать всего сам.

— В Киевской области жили?

— Не помню, то ли Дымер, то ли что-то такое.

— Правда ли, что Вам принадлежит небольшой пакет акций «Динамо»?

— Нельзя сказать «небольшой», очень малая часть, но мне кажется, что это вполне логично.

— Когда последний раз были на домашнем матче «Динамо»?

— На матчи я не хожу, потому что они все проходят на «Олимпийском», а «Олимпийский» для меня не очень родной стадион. А вот «Динамо» — родной. Но там проходят только папины турниры.

— Может, стоит сделать предложение, чтобы хотя бы один домашний матч в сезоне «Динамо» проводило на стадионе «Динамо»? Память, символизм прослеживались бы...

— Может быть, но на сегодня коммерческое время, поэтому, возможно, это не будет выгодно руководству клуба.

— История с возвращением Валерия Васильевича в «Динамо». Может быть, он с вами советовался, говорил, что возвращается в Киев? Вы рассказывали о том, что, даже когда он был в ОАЭ, вы ему передавали газеты, видеокассеты. Он следил за Украиной...

— Он за Украиной следил всегда, потому что это его родная страна. В течение нескольких лет он наблюдал не только за нашей страной, но и за киевским «Динамо»: какая там обстановка, как работают тренеры, игроки и вообще инфраструктура клуба. После нескольких лет переговоров с руководством клуба, после того, как он узнал, как Игорь Михайлович и Григорий Михайлович относятся к коллективу, к работникам, он решил принять предложение возглавить клуб.

— Была версия, что здоровье Валерия Васильевича подорвала работа на Ближнем Востоке, но Вы в нашем разговоре с этим не соглашались. Как думаете, что повлияло на это?

— Да, я не согласна с тем, что Ближний Восток повлиял на его здоровье. В 1987 году он попал в реанимацию, находясь на турнире в Италии. После ужина ему стало плохо. Врачи его госпитализировали и поместили в реанимацию. Оттуда он звонил нам домой, рассказывал, что руководство клуба попросило его остаться. Но мы понимали, что это неправда. Потом переводчица, которая находилась с ним, рассказала нам об этом. Он просто не хотел нас волновать. Это был первый приступ аритмии. После этого ему нельзя было заниматься физическими упражнениями в такой форме, как было до этого. Он ослабил свои физические подготовки, тем не менее каждый день уделял этому внимание: он либо ходил, либо плавал, другого нельзя было делать. Когда спортсмены много лет отдали профессиональному спорту, а потом тренировок становится меньше, происходит то, что произошло с папой — его здоровье ухудшилось, потому что он не мог давать себе такие физические нагрузки, как раньше.

— Проскальзывала информация о том, что в том же ОАЭ, в Кувейте Валерий Васильевич столкнулся с просьбами шейхов, руководителей о формировании стартового состава. Как он к этому относился? Известно ли Вам что-то об этом?

— Конечно, известно. По контракту Федерации футбола Арабских Эмиратов не имели права просто отстранить от работы. Но работать ему не давали, говорили: «Вам сегодня не нужно приходить на тренировку». А случилось это только потому, что он никогда не мог изменять состав команды и схему игры по чьей-либо просьбе. Он всегда делал по системе, по которой он работал. После того, как шейх случайно попал на игру, а тех игроков, о которых он просил, в составе не было, произошел такой конфликт.

— Это было в Эмиратах. В Кувейте тоже были подобные проблемы?

— Нет, в Кувейте таких проблем не было. Он полностью доработал контракт, несмотря на то, что семья Суркисов хотела выкупить этот контракт. Он сказал: «Я не могу этого сделать. Я обещал, я должен закончить свою работу здесь». После того, как срок действия контракта истек, он переехал в Киев.

По поводу Арабских Эмиратов хочется сказать, что через несколько лет (где-то дома еще газета находится, и нам перевод прислали ребята, которые там остались тренировать) нам прислали письмо о том, что шейх в каком-то интервью сказал, что они с Лобановским не поняли друг друга. Там все были в таком состоянии, что это шейх признал свое поражение.

— Изучали ли Вы Ваше генеалогическое древо? Лобановский — польская фамилия. Какие у вас польские корни?

— Фамилия моего дедушки, папиного отца, была Лобко-Лобановский. Но в конце 30-х — в 40-е годы двойная фамилия особо не приветствовалась в Советском Союзе. Поэтому он предложил папиному старшему брату и папе оставить одну фамилию для того, чтобы им было легче жить. Они учились, поступали в институт и работали с такой вот короткой фамилией.

— Вы уже рассказали, что Ваш отец любил читать. Какая у него была любимая книга, любимый писатель?

— Трудно сказать, что было любимое, он мне об этом не говорил. Но он действительно очень много читал. Конечно, ему больше нравилась классика, потому что у папы был аналитический склад ума. После каждого прочитанного произведения он еще смотрел фильм, если таковой уже был. Он пытался посмотреть спектакль, как интерпретируют это актеры. С разных сторон смотрел. Какие-то моменты, может, даже для футбола находил.

— Я сейчас играю со своими дочерьми в шашки. Было такое, что Вы со своим отцом играли и обыграли его или в шашки, или в шахматы?

— Один раз была интересная ситуация, мы с ним играли в бильярд. Но выиграть у папы в бильярд было невозможно. Он говорит: «Ну, ладно, я тебе даю десять шаров форы — и потом будем играть». Я, по-моему, на один больше забила. Вот так я его обыграла.

— Он расстроился? Или, учитывая, что победителем оказалась дочь, его расстройство было не слишком сильным?

— Наверное, не слишком сильным, потому что это незначительное событие. Но он говорил: «Ну, так у тебя же фора была».

— Вы сказали. что сын учится в Университете физического воспитания и спорта. Вполне возможно, что тренерская династия Лобановских возродится?

— Может быть. Не могу утверждать.

Тэги: футбол, Валерий Лобановский, ФК Динамо Киев

Комментарии

Выбор редакции
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Tapswap: листинг, цена, коды
Tapswap: листинг, цена, коды
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Аномальные ливни затопили Сицилию
Аномальные ливни затопили Сицилию
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?