Требование финансовой прозрачности заставило украинских политиков обнародовать свое имущество. Активисты считают, что сделан исторический шаг в борьбе с коррупцией.
428 килограммов наличных, дворцы, билет на космический корабль. Украинские политики, чиновники и судьи впервые внесли свое личное имущество в государственный реестр, и это оказалось зрелище не для слабонервных.
410 членов парламента в общей сложности зарегистрировали наличных на 3,15 миллиарда крон, хотя их официальная заработная плата — 4600 крон в месяц.
Исходя из реестра, самый богатый парламентарий Богдан Дубневич владеет 11,5 миллиона долларов и 137 миллионами украинских гривн, и это только его наличные деньги. Такое количество наличных весит не менее 428 килограммов, как подсчитала благотворительная организация «Опора».
Президент страны Петр Порошенко тоже впервые в истории предоставил детальную информацию о своей бизнес-империи, включающую в себя более сотни фирм.
Реформа прозрачности данных об имуществе стала последней в серии мер по борьбе с коррупцией, злоупотреблением властью и теневой экономикой в этой большой восточноевропейской стране. Новый пакет законов требует, чтобы высокопоставленные чиновники и народные избранники ежегодно — под страхом наказания — вносили свое имущество в государственный реестр.
К настоящему моменту имеются сведения о 60 тысячах человек и о наличных на общую сумму в семь миллиардов крон. Огромные состояния начальников полиции, судей и политиков возмущают жителей страны со средней зарплатой в 1400 крон.
В реестр попало такое необычное имущество, как украшенные бриллиантами яйца Фаберже, частная церковь, груда часов «Ролекс», билет на орбитальное путешествие вокруг Земли за 250 тысяч долларов. Последний принадлежит мэру города-миллионника Днепропетровска Борису Филатову.
Одной из причин украинской революции на Майдане, которая скоро отпразднует свое трехлетие, стала народная ярость из-за безудержного злоупотребления властью, обогащавшего прежнего президента и его окружение.
Очевидно, что эта проблема так и осталась нерешенной. Но реформа прозрачности — большой шаг вперед в борьбе с коррупцией, говорит руководитель Антикоррупционного центра Украины Дарья Каленюк Berlingske.
«Риск получения взяток сильно возрастет. Также будут избирательные последствия, ведь политикам с их популистскими лозунгами станет сложнее объяснять населению, откуда у них роскошные дома, картины, ювелирные украшения и горы наличных». Слабость государства — в его ветхой правовой системе и в том, что комитет по борьбе с коррупцией тесно связан с администрацией президента.
«Боюсь, система расследований и судебных преследований не будет работать», — говорит Дарья Каленюк.
Украинское мошенничество на 12 миллиардов долларов
На востоке Украины все еще бушует вооруженный конфликт, но, по данным опросов, 45 миллионов украинцев величайшей угрозой считают повсеместный рост коррупции. Как и в других постсоветских государствах, коррупция в последние 25 лет пронзает всю правовую и политическую систему Украины.
Ежегодно из государственного бюджета в результате мошенничества исчезают 12 миллиардов долларов, сообщает советник государственного антикоррупционного агентства.
После революции на Майдане в 2014 году новое правительство объявило войну коррупции, но ее результаты крайне незначительны.
Успехов в борьбе не видно, и ряд министров и прокуроров в знак протеста ушли в отставку. Однако за последний год с помощью стран ЕС, в том числе Дании, проведены определенные реформы в полиции и в судебной системе.