Год назад неизвестный предоставил Sueddeutsche Zeitung доступ к 11,5 млн документов Mossack Fonseca. Благодаря этому журналисты вскрыли сеть из сотен тысяч офшоров, которыми пользовались сотни политиков и бизнесменов.
«Я хочу предать эти преступления огласке», — заявил год назад неизвестный редакторам немецкой Sueddeutsche Zeitung, объясняя, почему он решил передать журналистам внутренние документы панамской юридической компании Mossack Fonseca, занимающейся сопровождением сделок и регистрацией офшоров. Он считал, что подвергает свою жизнь опасности, отказывался от личных встреч, и так и не назвал своего имени — издание называет его Джон Доу (в США такое имя дается неизвестному лицу мужского пола). Переданные Джоном Доу в течение последующего года массивы данных включали 11,5 млн страниц, или 2,6 терабайта информации о деятельности Mossack Fonseca с начала 1970-х и до весны 2016 года. Один из сооснователей фирмы Рамон Фонсека назвал «преступлением» утечку документов, которая легла в основу расследования об офшорных схемах политиков, предпринимателей и спортсменов со всего мира.
Название Mossack Fonseca уже фигурировало в судах: в 2014 году в США слушалось дело о том, что эта юридическая фирма якобы помогала экс-президенту Аргентины Нестору Киршнеру (умер в 2010 году) отмывать деньги. Для этих целей использовалось больше сотни фирм, учрежденных в штате Невада. Суд направил запрос на раскрытие детальной информации, но Mossack Fonseca как юридическая фирма, работающая с анонимными клиентами, не захотела этого делать и открестилась от своих американских филиалов. Параллельно сотрудники Mossack пытались уничтожить или вывести часть документации из юрисдикции США. Осведомитель обратился к Sueddeutsche Zeitung как раз в это время.
Немецкая газета не имела возможности проанализировать весь материал самостоятельно и подключила к работе Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ), который в свою очередь обратился более чем к сотне редакций и организаций, ведущих борьбу с коррупцией по всему миру. Всего в работе с добытыми документами приняли участие более 370 журналистов из 76 стран мира.
В воскресенье они представили результаты своей работы: в «Панамских документах» (The Panama Papers) им удалось связать с офшорами имена 12 действующих и бывших мировых лидеров, 128 политиков и 29 миллиардеров из списка Forbes. В документах Mossack Fonseca встречаются фамилии мексиканских наркобаронов и членов британской палаты лордов, звезд мирового футбола и Болливуда.
«Были многие, кто лгал нам, предоставлял неверные данные, скрывал информацию и пытался пугать, но мы журналисты. Мы к этому привыкли», — заявил РБК представивший проект сооснователь Центра по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), базирующегося в Боснии и Герцеговине, журналист Дрю Салливан.
Эффект Стрейзанд
Салливан был одним из тех, кто занимался восточноевропейской и евроазиатской тематикой в коллективном расследовании, непосредственно по России работали журналисты Роман Анин и Олеся Шмагун. В Twitter результаты работы Салливан анонсировал за сутки до публикации, обратившись к пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову: «Завтра вы будете работать допоздна, учтите это в своих планах, пожалуйста».
Песков еще 28 марта заявил, что против руководства России и в первую очередь президента Владимира Путина в ближайшие дни ожидается «информационный вброс». Такой вывод он сделал из поступившего к нему запроса журналистского консорциума.
В докладе, обнародованном ICIJ, утверждается, что люди «из близкого окружения» президента России Владимира Путина перевели через офшорные компании по меньшей мере $2 млрд. Помимо этого там же упоминаются 12 высокопоставленных чиновников и членов их семей, включая и самого Пескова, которым в разное время принадлежали компании в офшорах (в случае с Песковым иностранная компания, по данным авторов расследования, была учреждена его будущей супругой Татьяной Навкой).
В разговоре с РБК Салливан назвал абсурдными обвинения в том, что расследование делалось с целью «очернить» Путина. Он подчеркнул, что Путин лишь один из многих фигурантов базы данных по офшорам. «В расследовании участвовали около 400 журналистов из более чем ста СМИ, это была бы очень тщательно проработанная кампания против Путина. И ради этого мы бы запятнали репутацию стольких людей по всему миру? Это ерунда», — заявил Салливан. Он также отметил, что в проекте The Panama Papers никак не участвовали госструктуры из США, Евросоюза и каких-либо других стран. «Мы получаем от госструктур данные, некоторые из них предоставляют нам частичное финансирование. Но это журналистика, и мы не вовлекаем в нее государственные структуры», — сообщил он. Песков в воскресенье вечером сказал, что прокомментирует опубликованные сведения позднее.
Кто финансирует расследования
Информация о фондах и организациях, которые финансируют ICIJ, представлена на сайте консорциума. Среди этих организаций — основанный Джорджем Соросом фонд «Открытое общество», фонд «Адессиум» (Нидерланды), Фонд Форда, Фонд Дэвида и Люсиль Пакард, британский Sigrid Rausing Trust, американский Pew Charitable Trust и ряд других. Среди организаций, которые оказывают поддержку OCCPR, названы «Открытое общество», а также Агентство США по международному развитию (USAID).
Теневой помощник
Mossack Fonseca показала себя незаменимой на рынке услуг по сокрытию финансовой информации, считают авторы расследования. Ее юристы и консультанты сопровождали сделки по регистрации и сопровождению деятельности десятков тысяч офшоров, клиенты полностью доверяли ей и делились той информацией, что не всегда раскрывали в налоговых декларациях.
Из данных The Panama Papers следует, к примеру, что Ли Сяолин, дочь бывшего премьера Госсовета КНР Ли Пэна, и ее супруг в бытность Ли Пэна на посту премьера владели зарегистрированным в Лихтенштейне фондом Fondation Silo, который был единственным акционером компании Cofic Investments Ltd на Британских Виргинских островах. Король Марокко Мохаммед VI и король Саудовской Аравии Салман использовали офшоры для покупки яхт. А инвестиционный фонд Blairmore Holdings, принадлежавший биржевому маклеру и мультимиллионеру Иэну Кэмерону, отцу британского премьер-министра Дэвида Кэмерона, с помощью Mossack Fonseca уклонялся от налогов.
Из документов Mossack Fonseca также следует, что трое детей премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа зарегистрировали на Британских Виргинских островах по меньшей мере четыре офшорных фирмы, которые владели минимум шестью роскошными домами в районе лондонского Гайд-парка стоимостью миллионы долларов. Там же говорится, что актер Джеки Чан владеет шестью офшорными компаниями, управляемыми этой же юридической фирмой. ICIJ подчеркивает, что доказательств использования Чаном офшоров в незаконных целях нет: «Владение такими компаниями не запрещено законом, а для cовершения некоторых международных деловых операций это логичный выбор».
В переданных журналистам материалах также фигурируют Кохо Аннан — сын бывшего Генсекретаря ООН Кофи Аннана, президент Аргентины Маурисио Макри и один из помощников Кристины Фернандес де Киршнер, предшественника Макри на высшем посту. Там же упоминаются сестра бывшего короля Испании Хуана Карлоса I Пилар де Бурбон, Клайв Зума — племянник президента ЮАР Джейкоба Зумы, Алаа Мубарак — сын бывшего президента Египта Хосни Мубарака, Рами и Хафиз Махлюфы — двоюродные братья президента Сирии Башара Асада, бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили и другие.
Услугами Mossack Fonseca пользовались не только политики и их близкие: 33 человека и компании, фигурирующие в документах, находятся под санкциями США за то, что якобы вели бизнес с мексиканскими наркоторговцами, террористическими организациями и диктаторскими режимами, такими как Северная Корея и Иран.
Что известно о Mossack Fonseca
Становление самой Mossack Fonseca, по данным журналистов, можно связывать с одним из преступлений века — кражей 7 тыс. слитков золота и нескольких ящиков с драгоценностями из хранилища в пригороде Лондона в ноябре 1983 года. Сумма украденного составляла без малого $100 млн, или $1 млрд в современных ценах. Один из основателей панамской компании Юрген Моссак помогал тогда отмывать похищенное, сказано в расследовании.
Основателями Mossack Fonseca являются два бизнесмена — Юрген Моссак и Рамон Фонсека. Моссак родился в 1948 году в западногерманском Фюрте. Его отец, по данным ICIJ, служил в СС, а в 1960-е годы переехал в Латинскую Америку, где сотрудничал с ЦРУ по противодействию коммунистическим силам.
Фонсека родился в Панаме в 1952 году. Юрист по образованию, на досуге он занимается писательским делом и за всю жизнь опубликовал около дюжины книг. Дважды (в 1994 и 1998 годах) Фонсека становился лауреатом панамской литературной Премии имени Рикардо Миро. Основатель и глава Панамской книжной палаты, Фонсека лично знаком с президентом Панамы Хуаном Карлосом Варелой и является его советником. Последняя работа Фонсеки вышла в 2012 году и называется «Мистер Политикус». Как политический триллер книга описывает «запутанные схемы, используемые беспринципными политиками для получения власти и достижения своих амбиций».
Содружество непрозрачных государств
Среди упомянутых в расследовании лидеры сразу нескольких постсоветских государств. Так, зарегистрированная в 2014 году на Британских Виргинских островах компания Prime Asset Partners Ltd стала холдингом для украинских и кипрских структур принадлежащей президенту Украины Петру Порошенко корпорации «Рошен», а сам глава государства — ее единственным владельцем. Порошенко не указывал компанию в своих декларациях за 2014–2015 годы. Его юрист, управляющий директор фирмы ICU Макар Пасенюк, дал комментарий «Громадьске БТ», украинскому партнеру ICIJ. «Фактическая передача активов в траст требует соблюдения большого количества юридических формальностей. На данный момент юридический советник обеспечивает соблюдение таких формальностей», — говорится в ответе Пасенюка. В декларации Prime Assets Ltd не была указана, так как ее акции «не имеют номинальной стоимости», утверждает он. Но, как уточняет телеканал, согласно полученным материалам, акции Prime Assets Ltd все-таки стоят $1 тыс., стоимость акций ее кипрской «дочки» — $2 тыс., а уставный капитал нидерландской «внучки» составляет $85. Порошенко озаботился выводом своего бизнеса в офшор как раз в разгар боев за Иловайск, подчеркивают журналисты.
Материалы Mossack Fonseca дают представление и о том, чем занимались офшоры, связанные с семьей азербайджанского президента Ильхама Алиева. О том, что с именами азербайджанского лидера, его жены Мехрибар и дочерей Арзу и Лейлы связано несколько офшоров, известно из предыдущего расследования ICIJ 2013 года. Тогда консорциуму не удалось выяснить, чем заняты эти компании. Из новых материалов следует, что фонды и компании, зарегистрированные на территории Панамы, были созданы, чтобы скрыть доли в золотодобывающих компаниях и лондонской недвижимости. Это расследование станет темой дальнейших публикаций, так же как и теневой бизнес семьи казахстанского президента Нурсултана Назарбаева, его имя тоже в списке ICIJ.
Первые последствия
Международная федерация футбола (ФИФА) уже начала проверку члена комитета по этике организации Хуана Дамиани. Материалы из Панамы показали связь его юрфирмы с фигурантами разразившегося в конце мая 2015 года коррупционного скандала, стоившего должностей двум ключевым футбольным функционерам мира — Йозефу Блаттеру и Мишелю Платини, бывшим президентам ФИФА и Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) соответственно.
Например, в обнародованных 3 апреля документах отмечается, что J.P. Damiani & Asociados оказывала услуги трем лицам, которым были предъявлены обвинения после возникшего вокруг международной организации коррупционного скандала. В частности, утверждается, что эта юрфирма работала по меньшей мере с семью офшорами, связанными с бывшим вице-президентом ФИФА Эухенио Фигередо. Ему, в свою очередь, правоохранительные органы США предъявили обвинения в мошенничестве и отмывании денег.
В опубликованных материалах фигурируют имена экс-президента УЕФА Мишеля Платини, звезды «Барселоны» Лионеля Месси, экс-генсека ФИФА Жерома Вальке, Леонардо Ульоа, бомбардира «Лестер Сити», бывшего чилийского футболиста Ивана Саморано, экс-игрока клубов «Манчестер Юнайтед» и «Реал Мадрид» аргентинца Габриэля Ивана Хайнце, а также футболистов из Бразилии, Уругвая, Великобритании, Турции, Сербии, Нидерландов, Швеции и других стран.
Не исключено, что по результатам публикации во вторник случится и первая политическая отставка. На сложении полномочий премьер-министра Исландии Сигмюндюра Гюннлёйгссона настаивает оппозиция этого островного государства. По данным документов Mossack Fonseca, политик вместе с невестой (впоследствии женой) владел офшорной компанией Wintris, которая держала облигации крупнейших банков Исландии на сумму около €3,6 млн. Соответственно, после национализации банков во время кризиса 2008 года Гюннлёйгссон (популярный журналист и начинающий политик) оказался среди кредиторов, требовавших расчета по долгам.
Месяц назад в интервью шведским журналистам премьер яростно отрицал наличие у него офшорных компаний — в начале 2010 года он передал свою долю Wintris невесте. Тем не менее вечером в воскресенье оппозиция уже призвала к отставке кабинета Гюннлёйгссона и проведению досрочных выборов.