Бывший предстоятель УГКЦ Любомир (Гузар) рассказал Фокусу о причинах российской агрессии в Донбассе, роли церкви в объединении украинцев и о том, почему религия актуальна даже в эпоху соцсетей.
Обязанности Верховного архиепископа Украинской греко-католической церкви Блаженнейший Любомир Гузар сложил с себя ещё в 2011 году. Однако в свои 82 он по-прежнему в строю: активно интересуется общественно-политической жизнью в Украине, пишет послания к её народу и является моральным авторитетом не только для греко-католиков, но и многих других украинцев. С Любомиром Фокусвстретился в его резиденции, расположенной в селе Княжичи под Киевом.
Блаженнейший, как вы считаете, в чём настоящая причина войны в Донбассе и как скоро она может закончиться?
Я не эксперт в военных вопросах. Факт в том, что есть агрессия. И она готовилась долго и в Украине, и в России. Российская Федерация имела свою цель — загнать украинцев в угол. Они пытались сделать это с помощью нашей бывшей власти и всех тех, кто ещё остались в душе советскими людьми.
С одной стороны, Украина нужна России, потому что это богатая страна с трудолюбивым народом, и создать свою империю без Украины невозможно. Ещё со времён Петра I так повелось. Но есть и вторая сторона — Украина сама по себе опасна для России. Столько усилий было вложено для её раскола, а оказалось, что украинский народ неожиданно для Москвы перечеркнул все её планы. Это продемонстрировал Майдан. Украинцы ведь по натуре свободолюбивый народ со своей культурой и идентичностью, которую не получилось растоптать на протяжении последних 200 лет, когда мы были под властью России, Польши, Венгрии, Румынии, других стран. Наш народ оказался не таким, как его видели в Кремле.
Россия — держава со своей традицией, выведенной в формуле "православие, самодержавие, народность" Сейчас эта традиция оказалась в опасности. В России тоже есть мыслящие люди, которые могли бы захотеть взять пример с Украины. То, что происходит в Европе или Америке, непосредственного влияния на российский народ не имеет, а происходящее в Украине — имеет, и очень сильное. Вот Россия и начала себя вести в своей своеобразной манере, неприемлемой на Западе, совершив аннексию Крыма и развязав войну в Донбассе. Я не знаю, как теперь Кремль будет выходить из этой ситуации. Они пытаются убедить мир, что Украина — не государство, а украинцы — не народ, но глубоко внутри они испытывают перед нами страх
Как Украине выходить из этой ситуации?
Для меня ситуация ясна. Мы должны быть собой. У нас нет амбиций насчёт России, мы просто хотим быть независимой державой. Мы миролюбивый народ, не ищем чего-то чужого, просто не хотим отдавать своё. Всеми силами мы должны это независимое государство строить и удерживать. Но это нелегко. Долгое время сперва Российская империя, потом советская Россия всё делала нам во вред. Это нас не уничтожило, но очень ослабило.
Вернуть своё — значит, мы не должны отказываться от Донбасса, как это многие предлагают?
Ни в коем случае. Мы должны вернуть всё, что полагается нам, все земли, которые принадлежали нам по праву.
Если мы действительно когда-то вернём оккупированные территории, как нам примирить тех, кто сейчас там живёт, с другими украинцами? Ведь они по большей части ненавидят Украину.
Это сложная задача для власти, которая сама по себе не решится. На самом деле власть сама допустила такую ситуацию. Вспомните, ведь в 1991 году те же люди проголосовали за то, чтобы быть частью Украины. Но у них нет корней в Украине, они пришли или после 30-х годов и Голодомора, или на новые рабочие места в промышленном Донбассе. У них нет родственных чувств к Украине. Однако хотя бы их детям и внукам можно привить любовь к нашей стране. Им надо объяснить, что никто не хочет силой менять их убеждения, но Украина — это их духовный дом. Надо пояснить, что есть границы державы и что мы нашу землю никому не отдадим.
После победы Революции достоинства многие верили, что кардинальные перемены в стране не за горами. Но они не происходят. Что наша власть делает не так?
Мне кажется, одна из главных причин — при власти те, кто вырос в СССР, и по духу они советские люди. К сожалению, власть не использует должным образом ту вспышку, которая была во время Революции достоинства. Само по себе ничего не сделается. В 1991 году тоже была эйфория, что раз Украина получила независимость, значит, все проблемы тем самым решены. Но так не бывает. Почти сто лет назад мы уже теряли свой шанс на будущее. Десять лет назад, после первого Майдана, тоже. Если сейчас потеряем, опять десять или сто лет ждать придётся. С другой стороны, сейчас за одно поколение можно поставить Украину на ноги.
По Божьим законам
Какую роль должна играть церковь в объединении украинцев?
Церковь — это не только епископы, это ещё и верующие. Верующие всех конфессий должны работать и действовать в духе единства. Свобода, правопорядок, здоровая держава — это не сугубо политическое дело, это дело всего общества. Так и религия — это не сугубо приватное дело, это общечеловеческое дело. Если мы как народ будем слушаться Бога и ставить его указания на первое место, тогда религиозные ценности будут использованы для всеобщего блага. Коммунизм, который пытались строить в прошлом столетии, не способен дать людям духовную основу. А религия способна.
Что может предложить церковь людям в эпоху стремительного технического прогресса, социальных сетей и т. д., чтобы оставаться актуальной?
Религиозная правда неизменна. Божьи заповеди так же актуальны, как и тысячу лет назад. Как бы быстро ни менялось наше общество, о духовных ценностях забывать нельзя, потому что они настоящие. Остальное приходит и уходит, ибо построено на песке. И новые средства коммуникаций на это не влияют, не надо переживать из-за этих изменений. Когда-то писали гусиным пером, потом на печатной машинке, сейчас на компьютере и телефоне, суть же неизменна: мы всегда должны ценить человека как такового.
Как повлияет война на конфессиональную ситуацию в Украине? Уже есть отдельные случаи ухода прихожан из Московского патриархата по политическим причинам. Вы считаете, что это правильно?
Мы должны вести себя в соответствии со своей совестью. Если кто-то уверен, что православие или католицизм, или буддизм являются истинной религией, он должен её придерживаться, и придерживаться последовательно. Но делать этот выбор надо по религиозным, а не по политическим соображениям. Мы не должны принимать какую-то веру только потому, что это выгодно в данный момент, ради успеха в мирских делах. Если же религиозные убеждения человека искренни, то они приносят ему позитивные результаты и в других сферах жизни.
Как вы относитесь к перспективе создания единой поместной церкви в Украине?
Тут нет выбора. Иисус Христос создал одну церковь. И мы, христиане, должны сохранять её единство. Церковь разделили люди из-за политики, жадности, зависти и т. д. Мы должны этого избегать. Тут нечего дискутировать — выгодно нам это или невыгодно. Есть чёткая Божья воля: христиане должны стараться жить в единой церкви.
Высшее духовенство Русской православной церкви во главе с патриархом Кириллом заняло откровенно антиукраинскую и пропутинскую позицию и, по сути, срослось с государственным аппаратом. К чему приведёт российское православие такая политика церковного руководства?
Церковь должна быть церковью, то есть жить по принципам Божьим. Иначе она обречена на гибель. Церковь, исполняющая Божью волю, служит народу. Здесь, как и с отдельным человеком: если хочешь быть христианином — живи, действуй и думай, как христианин. Иначе твоё христианство тебе ничем не поможет.
Церковь и государство должны сотрудничать для народного добра. У церкви свои правила, у государства — свои. Они должны дополнять друг друга, быть одинаково честными в исполнении своих задач. Но церковь не должна руководить государством, и наоборот.