Все-таки зря мы обвиняем друг друга в равнодушии и безразличии к работе коллег! Если почитать Фейсбук, то лично я вижу много примеров того, как работа одних моих коллег-журналистов не оставляет равнодушными других моих коллег и это, мне кажется, очень оптимистично. Вот, например, вышел журнал «Корреспондент» с первым эксклюзивным интервью владельца харьковского «Металлиста» Сергеем Курченко и другие журналисты, в том числе Дмитрий Гнап, Роман Скрыпин и ответсек «Коммерсанта» Аглая Топорова, активно обсудили материал.
Застрельщиком выступил Дмитрий Гнап, обвинивший Виталия Сыча, главреда «Корреспондента», в том, что интервью нанесло «удар в спину» тем журналистам, которые собирали информацию о Курченко и его «схемах работы», и даже намекнул, что материал сделан за деньги:
«Почитал интервью с Курченко в Корреспонденте. Не знаю, что заставило Виталия Сыча ставить такие беззубые и лояльные вопросы. Эксклюзив? Деньги? Эксклюзив + деньги? Жулика и вора Курченко Корреспондент называет мультимиллионером и предпринимателем. Без кавычек. Заголовок: Золотой парень без кавычек. Ну, вы поняли, эдакий Цукерберг от нефтепродуктов. Грустно. Не только потому, что уважаемое издание выдает смахивающее на джинсу интервью с одним из самых известных мошенников. Грустно потому, что такое интервью, это фактически... удар в спину. Всем журналистам, которые по крупицам месяцами собирали информацию про Курченко, его схемы, его покровителей. Это удар в спину Форбсу, УП, Зеркалу недели, нашему агентству. Теперь почитает это прекрасное интервью какой-нибудь обыватель и подумает: Хм, выходит, Щербина, Мусаева, Акименко, Бабинец и Иванченко зря парня клеймят. Вот же все честно рассказал. Корреспондент его вывернул бы наизнанку, если было бы за что. Печально. Потому что между ежедневной работой журналистов и тем, в какой стране мы живем, прямая связь. Такие интервью легализируют подонков и укрепляют поле коррупции. А не наоборот. К радости Сергея Курченко и власти, которая его крышует».
Главный редактор журнала Виталий Сыч ответил на возмущение Гнапа:
«Дмитрий, мы с вами не знакомы, не бросайтесь обвинениями. Не понравилось интервью ок. Но про деньги и удар в спину это совсем некрасиво с вашей стороны. Нормальные вопросы, не нравится, пойдите и задайте лучше. Мне кажется, из интервью и подводки более чем очевидно, что никакого логического объяснения тому, как человек мог так быстро разбогатеть, нет. Ожидать, что человек признается, да, знаете, я вор, глупо. Я и журнал своей работой на протяжении многих лет не давали повода для оскорблений. Выпускать Корреспондент таким, какой он есть вне зависимости от собственников это вам не на стене в ФБ писать».
Естественно, что Гнап отреагировал на замечание Сыча, прояснив свои претензии:
«А никто и не ожидал от Курченко признательных ответов. Но я, например, ожидал от вас жестких вопросов. Не от Курченко ответов, а именно от вас вопросов. Чтобы хотя бы по ним читатель, не знакомый с расследованиями по Газу Украины, для себя составил картину: про контрабанду, про монополию на сжиженный газ, про скретч-карты и т.д. С цифрами, названиями фирм, именами. Спрашивать не страшно, за это в суд не подают. Это вам не на стене в ФБ писать. Виталий, я, кроме стены на ФБ, тоже иногда что-то где-то пишу, буду стараться, чтобы вы это заметили».
Аглая Топорова заметила, что «странно было бы ждать от Корреспондента зубастых вопросов. Еще с кучмовских времен это издание занимается исключительно имитацией свободы прессы», тем самым нанеся еще один неприятный удар по репутации журнала.
А провокационный Роман Скрыпин, тоже не оставшийся в стороне от дискуссии, высказался в неприятном для Виталия Сыча тоне собственно, его замечание выглядит надгробным словом по журналу: «Скажу більше. Читав вчора це інтервю і плакав. Плакав і ридав. Там стільки нестиковок в самому інтервю, мама рідна! Його можна читати вголос і розбирати на складові. Сумні складові. Нема Кореспондента, тобто репутації. Нема Сича. Амінь».
Мы, разумеется, прочли интервью, и я вам скажу, что впечатление от него двойственное: во-первых, видно, что Виталий и не рассчитывал на какие-то внятные ответы, а во-вторых, видно, что Сыч и Александр Пасховер сделали всё, чтобы читатели журнала привыкали читать между строк. Наверное, считают, что навык работы с эзоповым языком понадобится в скором времени всем нам и журналистам, и читателям.