Украинская школа кинематографа – это отдельное, яркое и неповторимое явление мировой культуры. Имена Александра Довженко, Ивана Кавалеридзе, Сергея Параджанова, Леонида Быкова, Ивана Миколайчука знали, знают и будут знать во всем мире. Но они уже история… А вот современное украинское кино переживает не лучшие времена. О том, почему все так, как исправить ситуацию, и может ли Украина заявить о себе в мировом кинематографе, в эксклюзивном интервью ForUm'у рассказал известный украинский актер театра и кино Остап Ступка.
Остап Богданович, совсем недавно Украина праздновала День украинского кино. Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, сегодня это праздник или поминки?
Поминки или праздник?.. Даже не знаю.
Скажу так: очень хочется верить, что это все же праздник.
Не мне Вам рассказывать, в каком состоянии сегодня современное украинское кино. Почему все так грустно?
Понимаете, кино нужна поддержка, государственная поддержка. На одних спонсорских деньгах далеко не уедешь.
Чтобы далеко не ходить, давайте посмотрим, как обстоят дела у наших соседей, в Российской Федерации. Там есть государственная программа, Фонд поддержки кинематографии РФ.
Я знаю, что и у нас стали уделять внимание кинематографу на государственном уровне: Кабинет Министров Украины выделил семь миллионов гривен на создание и распространение национальных фильмов. Кто-то говорил, что будет больше – 150 млн, но и эти семь – уже что-то. По крайней мере, можно снимать. Так что надежда есть, и национальное украинское кино будет.
Вы согласны, что для большинства украинцев «кино» – это «мыльные оперы», дешевые детективные сериалы, экшены и блокбастеры без сюжета и морали?
Возможно, для молодого поколения так оно и есть. Но поймите, что показывают – то и смотрят.
На самом деле кино – это очень интересная субстанция. Для меня кино всегда будет не «мылом», а истинно великим и глубоким искусством.
Кино должно быть разножанровым. И экшены, и комедии, и музыкальные, и романтические фильмы хороши по-своему.
Скажите, по Вашему мнению, какие отечественные фильмы можно назвать национальным достоянием? Работы каких мастеров могут составить Золотую коллекцию Украины?
Таких много. В частности, это картины периода украинского поэтического кино. Чего только стоят «Тени забытых предков». Работы Юрия Ильенко, Леонида Осыки, Ивана Миколайчука – это история кино.
А из современников можете кого-то назвать?
Непростой вопрос. То, что снимается сегодня, трудно назвать полноценным украинским кино, поскольку все делается в сотрудничестве. В последнее время это коллективная продукция.
Надеюсь, что вернутся времена, когда киностудия имени Довженко заработает в полную мощность и станет выдавать украинский качественный продукт. А мне на этот ваш вопрос придется отвечать долго, и следить, чтобы не забыть кого-то назвать. Я искренне на это надеюсь.
Сейчас же не знаю, что происходит. Парадокс – страна становится независимой, а кино пропадает…
Скажите, если бы представилась возможность, какие из произведений Вы бы экранизировали?
Ой, Господи, столько материала! Он под ногами!
В первую очередь, я бы экранизировал «Энеиду». Что еще? У меня есть книга «Антологія українського жаху». В ней собраны произведения начиная от Николая Гоголя и заканчивая современными украинскими писателями. Триллеры, ужасы, фолк, ведьмы, колдуны – это очень интересно.
У нас ведь этот огромный пласт не затрагивают, а действительно снимают какое-то некачественное «мыло». Досадно.
Если такое кино снять, оно будет интересно не только в Украине…
Конечно! Такое кино было бы востребовано и в Украине, и далеко за ее пределами. Я более чем уверен в этом.
Остап Богданович, для Вас творчество – это и семья.
Да. Династия.
Ваш сын Дмитрий тоже пошел в искусство. Как Вы относитесь к выбору сына?
Я не приверженец того, чтобы говорить детям, куда и почему им нужно идти. Они сами должны выбирать.
Мой сын выбрал свою профессию. И я тут могу сказать только одно: дай Бог удачи!
А какие они – современные молодые актеры?
Совершенно другие.
Лучше или хуже представителей старой школы?
Сказать, что они хуже – неправильно. Они – кардинально другие. Но честно скажу, порой мне кое-что в них не совсем нравится.
Что именно?
Они хотят все и сразу. А так не бывает. Нужно работать.
Как говорил классик, весь мир театр, а люди в нем актеры. Давайте представим, что наша страна – это большой театр «Украина». Как Вы оцените работу наших «режиссеров», «сценаристов», «актеров» и «зрителей»?
Знаете, тут, как и в любом театре, есть хорошие постановки, есть – не очень. Украина как театр разная и, наверное, поэтому очень интересная.
В Украине действительно интересно жить. У нас очень разные люди, многообразные «режиссеры» и «актеры». И «зритель» на каждом «спектакле» другой. Это нужно понимать и помнить.
Какое будущее у нашего государства? Трагикомедия?
Не знаю даже. Жанры переплетаются. Думаю, что будущее Украины – это позитивный жанр.
Хитросплетения уйдут в прошлое, и если говорить об Украине как о фильме, то в анонсе о ее будущем напишут: «Для семейного просмотра». Дай Бог, все будет хорошо. Я искренне верю в это.