«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».
Митрополит Антоний приводит слова преподобного Макария Великого, который рассуждал о последней заповеди Блаженств так: «для человека высшая радость — это быть ненавидимым ради Христа, изгоняемым за веру в Него, и терпящим ради Царствия Божия всякое оскорбление и позор».
«Преподобный Симеон Новый Богослов, в одном из своих произведений задает риторический вопрос: если Господь сделался ради нас человеком и претерпел ради нашего спасения страдания и смерть, а мы при этом стыдимся подражать Ему в страданиях, как же мы тогда сможем с Ним царствовать?!», — продолжил он.
Владыка отметил удивительный факт, что именно гонения за веру во Христа как раз и становились причиной умножения количества последователей Христовых.
«Древний христианский апологет Тертуллиан так и писал: „кровь мучеников — семя христианства“. Почему так происходило? Потому что многие люди, даже и сами гонители, видя веру христиан, поражались ее твердостью и крепостью», — сказал управделами УПЦ.
Архиерей считает, что вечная жизнь, жизнь в непрестанном богообщении — вот тот главный стимул, который поддерживал христиан в любых гонениях и скорбях.
«Христиане всегда помнили, что гонения — это не самое страшное зло, которое может произойти с человеком. Предупреждая Своих учеников о возможных опасностях, Спаситель говорит: „Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне“ (Мф. 10; 28). А потому, любое отступление от Бога, любое уклонение с единственно верного пути, ведущего ко спасению, в результате может перечеркнуть весь жизненный подвиг человека и соделать его наследником не Царства вечного блаженства, а царства вечных мук вдали от Бога», — пояснил владыка.
Он отметил, что исполняющие девятую заповедь Блаженства будут блаженны не в жизни будущей, но уже в тот самый момент, когда претерпевают гонения за Христа. «Потому что именно в момент наибольшего напряжения человеческих сил в стоянии за правду Божию открывается полнота этой правды», — добавил иерарх УПЦ.
«Если принимаем Заповеди Блаженства, то принимаем Самого Христа. А это значит, что нашим высшим законом и нашей высшей правдой является нравственный идеал христианства, за который должны быть готовы пострадать, обретая и в этом идеале, и в его исповедании полноту жизни», — подытожил митрополит Антоний.
В тему: Управделами УПЦ объяснил, что значит заповедь «блаженны изгнанные за правду».