«Каждый, наверное, знает известные слова Федора Достоевского, который в одном из своих произведений написал: дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Но при этом мало кто знает, что эти слова — перефраз поучения великого подвижника эпохи раннего христианства преподобного Макария Великого. Рассуждая о внутренних подвигах, святой однажды отметил: сердце подвижника представляет из себя поле битвы: там лукавые духи борются с душою, а Бог и Ангелы взирают на его подвиги», — сказал митрополит Антоний.
Владыка обратил внимание, что многие величайшие умы человечества пытались постичь истину: Кто такой Бог? Какова Его сущность? Где Его можно найти? «Но при этом они забывали слова Христа о том, что главное условие богопознания и боговидения — это чистое сердце», — добавил он.
«По словам преподобного Ефрема Сирина, недоступный для ума, открывается в сердце и обитает в нем. Таким образом нужно понять, что Бог познается не умом, а сердцем. Преподобный Исаак Сирин говорил: если твое сердце чисто, тогда внутри него само Небо и только там ты увидишь ангелов, а вместе с ними — и Владыку их», — продолжил управделами УПЦ.
Ветхий Завет утверждает: «В злохудожную душу не входит премудрость. Она не обитает в теле, повинном греху» (Прем. 1; 4).
Архиерей пояснил, что как бы человек не стремился познать Бога, Сам Бог никогда не откроется тому, у кого сердце — не чисто.
Он привел слова преподобноно аввы Исаия: «Невозможно, чтобы Христос пребывал в человеке вместе с грехом. Если вселился в тебя Христос, то умер в тебе грех».
«Это означает, что человеку, живущему по закону лжи, творящему неправду и сеющему зло, никогда не будет дано принять в свое окаменевшее сердце Всеблагого Бога. Святитель Иоанн Златоуст так и говорит, что всю жизнь нужно сидеть у дверей своего сердца и беречь его от засорения, которое лишает нас общения с Господом», — пояснил митрополит Антоний.
Иерарх УПЦ отметил, что нравственное состояние человека — это главное условие для богопознания. «И если человек живет по законам лжи, если его основными принципами являются неправда и беззаконие, — в таком случае человек никогда не сможет увидеть в своей жизни Бога. По словам святых отцов, беда человека заключается не только в том, что он не имеет чистого сердца, но более в том, что он не стремится к тому, чтобы его сердце стало чистым», — продолжил он.
«Преподобный Ефрем Сирин говорил, что до тех пор, пока сердце человека пребывает в добре, до тех пор и Бог в нем пребывает, до тех пор оно служит источником жизни, потому что от него исходит доброе. Но когда оно уклоняется от Бога и делает беззакония, оно становится источником смерти, потому что из него исходит зло», — заключил митрополит Антоний.
В тему: Управделами УПЦобъяснил, что значит быть кротким.