Главное: Христианское призвание заключается в том, чтобы возвещать людям Евангелие — и словом, и делами, но без личного духовного подвига наша проповедь о Христе не будет иметь никакой силы.
«Преподобный Иов Почаевский один из самых почитаемых украинских святых. Более того, этот святой известен далеко за пределами нашей Родины. Родился он на территории Галиции, и уже в возрасте 10 лет ушел в монастырь, где, пробыв 2 года послушником, принял монашеский постриг с именем Иов. Позже, возмужав физически и укрепившись духовно, стал иеромонахом, а в 30 лет был пострижен в великую схиму с именем Иоанн.
Более двух десятилетий преподобный был игуменом Дубенского Крестного монастыря. За это время он успел сделать очень много для просвещения нашего народа. В частности, при его игуменстве в типографии князя Константина Острожского первопечатником Иоанном Федоровым был отпечатан полный текст Библии на славянском языке, получивший название „Острожской Библии“. Преподобный инициировал перевод святоотеческих творений и занимался большой миссионерской деятельностью. Но более известен он стал как игумен Почаевской обители и как борец против унии с католиками», — рассказал епископ Виктор.
Владыка привел интересный факт из жизни преподобного Иова Почаевского: «Иов ушел в окрестности Почаевской горы и поселился в пещере для того, чтобы полностью отдаться духовному подвигу. Будучи известным священнослужителем и человеком, пользующимся покровительством князя Острожского, он не искал земных почестей, а стал проводить уединенную жизнь в пещере. Однако, как сказано в Евангелии, „зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме“ (Мф. 5, 15). Так и в случае с преподобным — свет его подвига не мог быть спрятан от людей, и поэтому очень скоро братия монастыря избрали его игуменом».
По словами архиерея, своим поступком — удалением в пещеру — преподобный продемонстрировал, что молитва и пост в деле проповеди Христа занимают более важное место, чем проповедь словом, то есть внешняя миссионерская деятельность.
«Это ни в коем случае не означает, что нужно отказаться от непосредственного просвещения людей евангельским учением. Наоборот, наше христианское призвание в том и заключается, чтобы возвещать людям Евангелие — и словом, и делами своими. Но без личного духовного подвига, без молитвы и поста, без борьбы со страстями, наша проповедь о Христе Воскресшем не будет иметь никакой силы. Это важнейший принцип, о котором все чаще забываем. Ведь если свести „просвещение“ только к интеллектуальным усилиям, то учение Христа может и поймут, но не примут. Принятие — это всегда акт воли, который вытекает из личной практики, опыта и только потом — интеллектуальных усилий», — пояснил иерарх УПЦ.
Епископ Виктор считает, что путем, которым прошли все подвижники нашей Церкви, этим же путем предстоит пройти каждому из нас. «И примером здесь может послужить преподобный Иов — его пламенная молитва и строгий пост, которые стали не только результатом личного благочестия, но и действенными средствами для проповеди о Христе», — заключил архиерей.
В тему: Епископ УПЦрассказал, чему учит подвиг святого Димитрия Солунского.