Министерство финансов Украины Приказом № 121 об утверждении списка экспериментальных моделей кассовых аппаратов, нарушило ряд Законов о фискальном контроле и фактически отказалось от контроля расчетных операций, — об этом заявил председатель Совета Ассоциации «УкрЕККА» Владимир Мигаль изданию «Урядовый курьер». По его словам, такой шаг Минфина полностью дискредитирует Государственный реестр РРО (регистраторов расчетных операций) и открывает широкие перспективы для минимизации налогов.
«Мы не против пилотного проекта, предложенного правительством, где как РРО можно использовать инновационные устройства. Смартфоны, планшеты, персональные компьютеры используют в системах учета как POS-системы. Но в развитых странах их применяют только со специальным защищенным устройством, которое обрабатывает и сохраняет фискальные данные и управляет механизмом печати фискальных чеков. Нашим экспертам, среди которых есть люди с большим опытом работы и научными званиями, не известны технологии надлежащей защиты налоговой информации в фискальных системах на основе гаджетов с открытыми операционными системами. К сожалению, ни один из претендентов новейших моделей не предоставил доказательств надежности защиты информации от искажения, обеспечение выполнения фискальных функций. Наоборот, все они имеют распределенную клиент-серверную архитектуру, которая позволяет менять фискальные данные с помощью специального программного обеспечения», — пояснил Мигаль.
«Урядовый курьер» отмечает, что в новых условиях большим соблазном для пользователя или владельца фискального сервера становится вмешательство в работу системы с помощью специального скрытого программного обеспечения Zappers и Phantomware для корректировки фискальных данных и минимизации налоговых отчислений. Выявить такие скрытые программные средства почти невозможно. Практика показывает, что подобные случаи даже в развитых странах встречаются все чаще. Как отмечает Владимир Мигаль, производители классических РРО предложили Министерству финансов кассовые аппараты третьего поколения, стоимость которых ниже среднестатистических смартфонов или планшетов. При этом, новые разработки гарантируют на порядок выше степень защиты фискальной информации.
«Они способны хранить ключи шифрования в защищенной зоне памяти, обеспечивать криптографическую защиту информации, накладывать цифровую подпись на создаваемые документы, отчеты и их электронные копии, поддерживать онлайн-верификацию системного программного обеспечения. Чеки таких РРО можно заверять цифровой подписью, они имеют статус полноценного документа, могут содержать QR-код для упрощения процедуры проверки наличия копии чека в базе данных ДФС покупателем. Стоимость таких устройств (до 100 долларов за штуку на складе производителя) при условии массового производства будет ниже, чем тех, которые применяют в странах Евросоюза, в 5-10 раз», — подчеркнул Мигаль.
Однако, несмотря на наличие «защищенной» техники, Минфин, по словам экспертов, сделал ставку на РРО с открытой системой, в частности, на обычные мобильные устройства, которые кроме незащищенности, также не способны выводить печатный чек, являющийся гарантией для покупателя на возврат товара или же документом для судебных разбирательств.
«Урядовый курьер» подчеркивает, что согласно Положению о Министерстве финансов Украины, «Минфин является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, реализующий государственную финансовую и бюджетную политику, а также формирующий государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Тем не менее, по словам экспертов, решение Минфина о внедрении альтернативных РРО с отрытыми системами ведет государственную фискальную систему в совершенно противоположном направлении.