Газовые танкеры «MAESTRO» и «VENICE», которые загорелись в районе Керченского пролива были вовлечены в незаконные поставки газа в Сирию, начиная с 2016 года. Об этом журналистам «Фразы» сообщили в пресс-службе Министерства по вопросам временно оккупированных территорий со ссылкой на данные Офиса по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC).
Как утверждается, оба танкера вышли из российского порта «Темрюк» с нерабочей системой AIS (Automatic Identification System), которая позволяет «не только своевременно реагировать на аварии судов и оказывать помощь пострадавшим, но и отслеживать нарушения движения судов и незаконного пересечения границ».
По мнению чиновников, это может указывать на причастность судов к иностранным компаниям, причастным к морским перевозкам в нарушение украинского и международного законодательства.
В то же время, в Министерстве не смогли указать источник перевозимого танкерами газа. «По имеющейся информации, суда VENICE и MAESTRO привлекались к поставкам газа, добытого как с украинской шельфа, так и из других стран», — рассказали в пресс-службе.
Кроме того, по данным чиновников, указанные суда ранее входили в закрытые порты временно оккупированного Крыма и являются нарушителями режима временно оккупированных территорий.
Информацию о том, что турецкие танкеры промышляли незаконными перевозками сжиженного газа (LPG) из оккупированной Керчи, а также с некоторых пор из Темрюка, в Сирию и Ливан, на своей странице в Facebook подтвердил глава наблюдательного совета Фонда «Майдан закордонных справ», эксперт по вопросам Крыма, главный редактор сайта BlackSeaNews.net Андрей Клименко. При этом он опубликовал подтверждающие документы.
При этом он уточнил, что один из сгоревших танкеров на сегодняшний день переименован в «CANDY» (ранее носил названия «VENICE» и «GREEN ENERGY»). Их собственник официально находится в офшорах, однако американские компетентные органы выяснили, что речь идет о турецкой фирме MILENYUM DENIZCILIK GEMI, на которой «клейма негде ставить»: На данный момент эта контора находится в сирийском санкционном списке США и украинском «крымском списке».
Клименко также подчеркнул, что трагедия произошла не в Керченском проливе, а гораздо дальше в открытом море. «Это Черное море, нейтральные воды. В 15 милях к югу, примерно 28 км. Это широко известная в морском бизнесе нелегальная (неофициальная), но очень большая рейдовая перевалка за пределами морских границ. Иногда моряки зовут ее „Тортуга“», — сообщил эксперт.
Говоря о причинах аварии, он сообщил, что по свидетельствам очевидцев, корабли стояли бор о борт, что может свидетельствовать о перекачке топлива в режиме ship to ship. «Зачем? Не знаю. Это все равно, как сидеть на баллоне с пропаном и его поджигать. Это крайне опасные суда сами по себе», — заключил Клименко.
Между тем, как сообщает «Интерфакс», со ссылкой на пресс-службу Росморречфлота, операция по поиску моряков с горящих судов в Черном море переведена из разряда спасательной в поисковую, так как шансов найти живых моряков нет. При этом отмечается, что пожар все еще не потушен.
Как сообщала «Фраза», 21 января 2019 года в Черном море загорелись два танкера. По первоначальной информации, трагедия произошла в акватории Керченского пролива и ей предшествовал сильный взрыв на одном из кораблей.
Позже стало известно, что в результате ЧП погибли минимум 14 моряков, а также был нанесен ущерб экосистеме Керченского пролива.