В процессе евроатлантической интеграции как Украине, так и Армении не следует расценивать формализованное членство в НАТО как Idee fixe – гораздо больший интерес и практическую ценность в среднесрочной перспективе для обеих стран имеют расширение сотрудничества в рамках действующих программ (в частности, «Партнёрство во имя мира», в которой и Армения, и Украина задействованы с 1994 г.) и включение в новые проекты, направленные на укрепление вооружённых сил – к примеру, Инициатива укрепления оборонного потенциала и связанной с ним безопасности (The Defence and Related Security Capacity Building (DCB) Initiative). Об этом заявил в интервью AnalitikaUA.net украинский обозреватель, историк Максим Царенко.
«Руководство НАТО официально признаёт существенный прогресс, достигнутый в рамках этой программы Грузией и Молдовой, а это означает, что и Украина, и Армения, стоящие перед необходимостью отражать военную агрессию, прямо или косвенно инспирированную соседними недружественными государствами, также заинтересованы в этой инициативе. Кроме того, следует учитывать, что далеко не всегда формальный статус члена НАТО гарантирует от враждебности других членов этой организации: достаточно вспомнить и «Тресковые войны» Исландии, и стабильно напряжённые взаимоотношения Греции с Турцией. С другой стороны, не входящие в НАТО Австрия и Финляндия в достаточной степени интегрированы в евроатлантическую систему коллективной безопасности», — заявил эксперт.
«Таким образом, и для Украины, и для Армении, углубление сотрудничества с НАТО представляет первоочередной интерес в формате партнёрских программ, не зависящих от перспектив предоставления формального членства в этой организации», — подчеркнул Царенко.