«Грузинские снайперы» на Майдане скорее всего миф, связанный с событиями Революции Достоинства, но суд обязан заслушать показания свидетелей и проверить их правдивость. Как выяснили журналисты «Фразы», об этом сообщил адвокат семей Героев Небесной Сотни и потерпевших на Майдане Павел Дикань в интервью «Интерфакс-Украина».
«В Святошинском суде действительно продолжаются многочисленные попытки вбросов какой-то информации, которая ничем не подтверждается, кроме чьих-то утверждений. Как, например, история с „грузинскими снайперами“, — рассказал адвокат. — Причем дело даже не в том, что это фейк. Главное то, что будет происходить. В какой-то стране, с которой у Украины нет договора о выдаче, по видео будет установлена связь с некими людьми, которые скажут, что они приезжали и стреляли в правоохранителей. И суд должен принимать это во внимание, потому что эти люди будут под присягой».
Адвокат подчеркнул, что любые показания свидетелей должны подтверждаться фактическими обстоятельствами, показаниями других свидетелей, наличием оружия, пуль, местоположения. «Если они скажут, что въехали в Украину по поддельным паспортам, то тогда вопрос, по каким? Это все нужно проверять», — пояснил Дикань.
Он также сообщил, что недавно Генпрокуратура нашла и предъявила подозрение лицу, которое подозревается в стрельбе в сторону правоохранителей. «Это важные факты, их тоже нужно расследовать, но это никоим образом не может быть основанием для оправдания тех, кто расстреливал безоружных людей, которые вытаскивали раненых. А эти люди находились при исполнении и их действия четко регулируются законом», — заявил адвокат.
Дикань добавил, что не располагает какой-либо информацией о причастности к расстрелам на Майдане российских спецслужб. «К тому же, в этой части мы не являемся стороной процесса, и у нас нет доступа к этим материалам», — объяснил он.
Адвокат отметил, что даже если у прокуратуры и имеются какие-то материалы, то сейчас они еще не доведены до той стадии, когда их можно переводить в подозрение и обвинение.
Между тем, начальник отдела департамента специальных расследований Генеральной прокуратуры Алексей Донской в эфире ICTV заявил, что если бы бывший президент Грузии Михаил Саакашвили дал показания в суде, это помогло бы снять вопрос о «грузинских снайперах». «Мы можем так утверждать, потому что Саакашвили был допрошен в ходе досудебного расследования. И вопрос не в том, что он просто опроверг, а в том, что он привел неоспоримые факты, указывающие, что события, о которых говорят эти „грузинские актеры“, в принципе не могли происходить», — заявил Донской.
«Поскольку идеологией нынешнего УПК полностью нивелировано досудебное расследование, то для нас было крайне важно суду и суду присяжных показать, что доверять таким фейкам невозможно. Ибо я уверен, что дальше будут еще такие же фильмы появляться», — добавил он, имея ввиду фильм итальянского телевидения «Украина, скрытые истины», в котором утверждается, что людей на Майдане 20 февраля 2014 года расстреливали якобы два грузина и два литовца под руководством украинца и американца..
«Это был абсурдный вброс — и нам надо было на этом примере показать это. А Саакашвили привел факты, которые могли бы доскональнее всего это сделать», — добавил представитель ГПУ.
Вместе с тем он заверил, что это не приостановит расследование. «Вопрос этого фильма второстепенный, но он должен быть опровергнут... Без Саакашвили это трудно, но не невозможно», — сказал Донской, добавив, что ГПУ заказала изъятие пуль из здания гостиницы «Украина» в Киеве, которые застряли на высоте во время Майдана 20 февраля 2014 года. «Процесс поиска пуль, как и других вещественных доказательств, длился с самого начала расследования этих эпизодов. Действительно, сейчас идут высотные работы, связанные с тем, чтобы получать эти пули из зданий».
«Отчего так происходит? Более 3000 эпизодов преступлений периода Майдана — и по этим эпизодам следователь должен каждый раз определять, что более приоритетно на данный момент. Если бы в идеале можно было выделить не только на каждый эпизод, а на каждое направление человека, то это выполнялось бы сразу и уже», — рассказал юрист.
«По осмотру места событий пули изымались в первые дни, а дальше работа строилась, исходя из приоритетности. К этому вопросу сейчас подошли. Хотя в гостинице „Украина“ пули искались и в первые дни — правда, без привлечения высотных работ, то есть менее качественно», — уточнил представитель ГПУ.
Донской отметил, что следователи действуют постепенно. «Мы сегодня еще и трафики телефонов получаем за те периоды. И мы наложили арест за тот период, чтобы операторы не могли уничтожить (записи). Спрашивают судьи: чего не взяли в первые дни? Но это не линейный процесс. Определенные лица устанавливаются по результатам анализа данных соединений с основными абонентами — и так далее», — заключил Донской.
Как сообщала «Фраза», в конце 2016 года єкс-глава СБУ Александр Якименко на заседании Дорогомиловского суда Москвы рассказал о том, как на Майдане начались убийства. По его утверждениям, среди снайперов, которые стреляли из гостиницы «Украина», был нынешний нардеп Владимир Парасюк с отцом.
20 ноября 2017 года итальянские журналисты объявили о том, что якобы установили личности снайперов, действия которых на киевском Майдане в феврале 2014 года привели к многочисленным жертвам среди протестующих. При этом они назвали фамилии снайперов: Кварацхелия Залоги, Александр Ревазишвили и Коба Нергадзе. По мнению создателей фильма, все они состояли в тайной службе безопасности бывшего грузинского лидера Михаила Саакашвили. Итальянский журналист после двухлетнего расследования нашел двоих из них в Скопье, столице Македонии, третьего — в другой восточно-европейской стране, название которое он сохранил в тайне.
В феврале 2013 года российские СМИ опубликовали свидетельства «грузинского снайпера» Александра Ревазишвили, который заявил, что нынешний глава комитета Верховной рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский и народный депутат Владимир Парасюк лично расстреливали людей в ходе событий на Майдане в феврале 2014 года.
На следующий день те же СМИ опубликовали свидетельства еще одного «грузинского снайпера» и имена еще нескольких якобы участников тех событий.