Министерство финансов Соединенных Штатов опубликовало доклад о возможности введения в будущем новых санкций против российских олигархов и людей из близкого окружения президента России Владимира Путина. Доклад также подразумевает санкции в отношении тех стран и компаний, которые будут поддерживать деловые отношения с российскими компаниями, вошедшими в санкционный список.
В частности, кандидатами на попадание в санкционный список стали 114 крупных чиновников и руководителей госкомпаний, включая руководство Администрации президента России — Антон Вайно, Алексей Громов, Дмитрий Песков и Владислав Сурков. Помимо этого, в докладе значатся федеральные министры, руководители МВД, ФСБ и Росгвардии.
Также в докладе оказались 96 олигархов, среди которых предприниматели Алишер Усманов, Роман Абрамович, Сулейман Керимов, Владимир Потанин, Аркадий и Борис Ротенберги, Геннадий Тимченко, Олег Тиньков, Евгений Касперский, Петр Авен.
Среди них также оказался глава Совета по правам человека Михаил Федотов.
Полный список на своей странице в Twitter публикует американская журналистка Кристина Уилки.
Отвечая в комментариях на вопрос, почему в списках не значится имя известного российского бизнесмена Семена Могилевича, Уилки обратила внимание, что часть списка скрыта под грифом секретности и не была опубликована.
С полным текстом незасекреченной части документа на английском языке можно ознакомиться здесь.
Соцсети и эксперты уже отреагировали на публикацию санкционного списка.
Президент Украины Петр Порошенко: «Сила санкций становится все более прочной и влиятельной. Накопительный эффект ограничительных мер неизбежно и уверенно ограничивает аппетиты агрессора. И так будет, пока в Кремле наконец не поймут важности уважения международного права, отказа от вмешательства во внутренние дела суверенных государств и прекращения подрыва демократических институтов. А также пока не произойдет полное восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины!»
Глава российского правительства Дмитрий Медведев: «Мы прекрасно понимаем, что даже при наличии всякого рода списков для контактов никаких других людей нет. Других писателей для Соединенных Штатов Америки, с которыми США могли бы общаться, у нас не существует».
Сенатор-демократ из сенатского Комитета по иностранным делам Бен Кардин: «Санкции против РФ предусматривают также «положения, в соответствии с которыми санкции будут налагаться также на тех, кто проводит крупные сделки с российским оборонным сектором и разведслужбами, если не продемонстрируют существенное снижение такой торговли».
Госдепартамент США: «Эти санкции должны наложить бремя на Россию за ее действия. Ограждая другие государства от покупки российской военной и разведывательной техники, мы лишаем Россию доходов от таких сделок, которые она использовала бы для продолжения своей международной кампании по вредоносному влиянию и дестабилизации».
Представитель Госдепа США Хизер Нойерт: «Сегодня мы проинформировали Конгресс о том, что этот закон и его реализация сдерживают российские продажи в сфере обороны. С момента введения в действие закона, по нашим оценкам, иностранные правительства отказались от запланированных или объявленных закупок продукции российских оборонных предприятий на несколько миллиардов долларов».
Член российского Совета Федерации Михаил Джабаров: «Ответ, конечно, будет. И он будет достойным. Они абсолютно не соразмерны тому, что вменяется в вину России».
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович: «Мы будем проводить мониторинг ситуации и при необходимости реагировать. Сейчас никаких поводов для действий пока нет. Это похоже на книжку „Кто есть кто в российской политике“ и больше ничего».
Зампред комитета Госдумы РФ по международным отношениям Алексей Чепа: «Это очередной шаг, который, действительно, ведёт к напряжённости отношений».
Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ), советник президента РФ Владимира Путина Михаил Федотов: «Какие могут быть последствия? Например, мне могут аннулировать американскую визу, но у меня ее нет; мне могут аннулировать грин-карту, но у меня ее тоже нет; могут арестовать мои авуары или недвижимость в Америке, но их у меня тоже нет».
Министерство образования РФ: «Включение в список главы ведомства Ольги Васильевой на работу министерства не повлияет».
Вице-премьер — полпред президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев: «Считаю почетным свое включение в „кремлевский список“ минфина США».
Советник президента РФ по интернету Герман Клименко: «Что я не знаю о себе и о Глазьеве? В олигархи-то за что?».
Официальный представитель Еврокомиссии (ЕК) Маргаритис Схинас: «ЕС готов отреагировать оперативно и соответствующе, если наш экспорт будет затронут любыми ограничительными мерами США по торговле».
Глава Минфина Украины Александр Данилюк: «Уверенная последовательная позиция всей американской администрации и министерства финансов США — опубликован список представителей российской власти и приближенных к ней олигархов, которые могут попасть под санкции. Это больше чем предупреждение — это еще один шаг, который должен побудить Россию прекратить вмешательство в демократические процессы в различных странах мира и прекратить войну в Украине».
Министр юстиции Украины Павел Петренко: «На самом деле правительство Соединенных Штатов всегда занимает последовательную позицию, когда применяются санкции к тем лицам и тем странам, которые нарушают территориальную целостность своих соседей (в данном случае — это страна-агрессор Российская Федерация), которые пренебрегают верховенством права».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «С одной стороны, огромное количество в тексте оговорок относительно того, что никоим образом это не является санкциями или ограничениями, но, с другой стороны, предание публичности такого максимально возможного списка просто всего и вся, наверное, потенциально может наносить ущерб и имиджу, и реноме, и нашим предприятиям, и нашим предпринимателям, и нашим политикам, и членам руководства».
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко: «Руководство страны не будет сидеть сложа руки. Мы понимаем угрозы и опасности, которые могут быть после такого рода угроз и санкций, и, безусловно, отрабатываются инструменты и механизмы защиты нашего бизнеса, финансово-экономического сектора, конкретных людей, чтобы минимизировать возможные последствия столь непродуманной американской политики».
Игорь Яковенко, российский журналист: «Это не означает автоматическое введение санкций, это означает возможность их введения. Скорее всего это то, что называется черной меткой. Это определенная фиксация того, что эти люди находятся в такой санитарной зоне, которую Соединенные Штаты Америки очерчивают вокруг Кремля, вокруг путинского окружения. Это такой знак „осторожно“, чумной барак, в который помещают ближайший круг Путина и тех людей, которые в той или иной степени причастны к политике, которую Соединенные Штаты, и здесь я с ними совершенно согласен, считают преступной».