Польша не будет разглашать имена украинцев, которым запрещен въезд в страну, однако дает понять, что этот список очень короткий. Как выяснили журналисты «Фразы», по мнению министра иностранных дел Витольда Ващиковского, на фоне российской агрессии Украине стоит задуматься, почему она отталкивает от себя «одного из последних союзников».
«Мы не сообщаем ни о том, кто и сколько человек, ни о том, какой сферы это касается», — сказал Ващиковский в интервью Dzienik Gazeta Prawna, отвечая на вопрос о запрете на въезд главе Украинского института национальной памяти Владимиру Вятровичу. При этом, как сообщает Onet.pl, он лишь подчеркнул, что «этот список слишком короткий».
«Это демонстрирует наше дальновидное понимание взглядов украинской стороны, решительность в поисках пути прогресса во взаимоотношениях и нежелание дальнейшей эскалации», — заявил глава польской дипломатии.
Говоря о правовой основе для запрета на въезд Вятровича, Ващиковский заявил, что «это человек, который пропагандирует глубоко антигуманные, антиевропейские ценности».
Он также добавил, что перспективы запланированного визита президента Польши Анджея Дуды в Харьков будут зависеть от «готовности украинской стороны учитывать наши конструктивные предложения».
Как сообщает «Европейская правда», Ващиковский также усомнился в том, «остается ли стратегическое партнерство с Польшей целью для Киева». Он выразил возмущение по поводу того, что в отношениях с Украиной не удалось достичь прогресса «даже в самых простых делах».
В качестве примера дипломат назвал размещенную в львовском музее «Тюрьма на Лонцкого» информацию о «польской, нацистской и советской оккупации». «В 2017 году у нас все еще есть церкви во Львове, которые все еще служат концертными залами», — возмутился глава польской дипломатии.
По его словам, все эти вопросы несложно решить. А учитывая то, что выиграть в этой ситуации может Россия, Ващиковский посоветовал украинской стороне ответить на вопрос, «почему перед лицом вооруженной агрессии она отталкивает от себя одного из последних союзников».
Как сообщала «Фраза», 5 мая 2017 года начальник отдела учета и сохранения мест памяти Украинского института национальной памяти Павел Подобед сообщил, что за последние три года в Польше были разрушены или осквернены 15 украинских памятников, тогда как в Украине — лишь 4 польских. При этом в Украине все польские памятники были восстановлены за счет украинской стороны, а в Польше — ни одного.
21 июня Украина отменила разрешения на поиск и эксгумацию поляков, захороненных на территории страны. Данный вопрос пытались решить во Львове на встрече польской делегации во главе с директором Бюро сохранения памяти о борьбе и мученичестве ИНП Адамом Сивеком и представителей украинского Института национальной памяти по восстановлению разрешений. Переговоры завершились безрезультатно.
2 ноября 2017 года глава МИД Польши Витольд Ващиковский заявил, что Польша запускает процедуру, которая не позволит людям, демонстрирующим крайне антипольские взгляды, въехать в страну.
8 ноября 2017 года президент Польши Анджей Дуда назвал неприемлемым, что люди с антипольскими взглядами занимают важные места в украинской политике, и ждет от президента Порошенко исправления этой ситуации. В то же время вице-консул Генерального консульства Польши в Луцке Марек Запур назвал польским украинский город Львов и сравнил его с Крымом и Донбассом.
В тот же день президент Украины Петр Порошенко инициировал проведение чрезвычайного заседания консультационного комитета президентов Украины и Польши с целью предотвращения дальнейшей эскалации напряжения между двумя странами.
9 ноября польские СМИ сообщили, что главе Украинского института национальной памяти Владимиру Вятровичу запрещен въезд в Польшу. Однако официального подтверждения этой информации не было.
12 ноября Вятрович в эфире украинского телевидения заявил, что мораторий на эксгумацию тел поляков, похороненных в Украине, может быть снят после того как польская сторона предоставит видение того, как будут восстановлены украинские памятники на территории Польши.