#Темадня: Соцсети и эксперты отреагировали на скандал вокруг стертых патриотических граффити времен Майдана

3 сентября с фасада магазина люкс-мебели «Эмпориум» на улице Грушевского, 4 в Киеве исчезли знаменитые патриотические граффити, которые были нанесены во время Революции достоинства.

Руководитель магазина Игорь Доценко назвал эти граффити «типичным стрит-артом, которые время от времени удаляют коммунальные службы».

Позже он заявил, что стал заложником провокаторов. «Уважаемые граждане, салон „Эмпориум“ закрыт. Несмотря на то, что мы три с половиной года ухаживали за граффити, мы стали заложниками провокаторов, которые и зарисовали эти работы, чтобы и осуществить этот акт вандализма», — заявил Доценко. Также он выразил надежду, что «полиция и суд разберутся» в ситуации.

Вместе с тем журналист Татьяна Высоцкая обнародовала фото, на котором сам Доценко руководит рабочим, который зарисовывал граффити.

«Владелец магазина „Эмпориум“ на Грушевского заявил, что не имеет отношения к уничтожению Икон Революции, и что это — провокация против него. Но собственно... фото, где Доценко непосредственно руководит рабочим, который уничтожает нашу историю», — отметила она.

В Институте истории НАН Украины заявили, что граффити, вероятно, «уничтожены владельцем магазина „Эмпориум“, которая является арендатором помещения Института украинского языка НАН Украины, без согласования с владельцем дома».

По данным Института, дом по ул. Грушевского, 4 является собственностью НАН Украины и находится на балансе Института истории Украины НАН Украины, который не согласовывал договора аренды Института украинского языка с владельцем «Эмпориум».

«Сотрудники Института истории Украины и других гуманитарных академических учреждений, размещенных в доме, крайне возмущены подобными действиями арендатора. Надеемся, что правоохранительные органы дадут им надлежащую оценку в соответствии с действующим законодательством», — говорится в заявлении.

Автор данных граффити художник Sociopath заявил, что известные граффити с изображением классиков украинской литературы, которые были созданы во время Евромайдана и являлись экспонатами Музея Майдана, не могут быть восстановлены самовольно, без обращения государственных институтов.

«Никто из представителей государственных институтов, кроме простых украинцев, не обращался ко мне с просьбой восстановить картины. Надеюсь, Вы понимаете, что самовольное восстановление в данной ситуации невозможно», — отметил он.

Художник добавил, что у него имеются трафареты картин.

«Я обещаю вам всем, что восстановлю Трилогию, как только ситуация приобретет правильное развитие», — сообщил автор.

По его словам, он услышал, что группа художников — 4 сентября, намерена начать восстанавливать рисунки без его участия.

«Обидно, но такой шаг, как по мне, является ничем иным, как попыткой обмануть нас всех и пропиариться на этой ситуации», — считает автор.

Директор Украинский институт национальной памяти Владимир Вятрович заявил, что граффити на Грушевского являются памятником истории согласно приказу Минкультуры от 15.10.2014 № 869. «Их уничтожение является преступлением и подпадает под действие ч.2 ст. 298 Уголовного кодекса — умышленное незаконное уничтожение, разрушение, повреждение объекта культурного наследия или его части — штраф до 2350 грн. или ограничение или лишение свободы до 3 лет с возможным запретом занимать определенные должности или деятельность», — отметил Вятрович.

Вместе с тем, вице-премьер Вячеслав Кириленко заявил, что уничтоженные граффити были частью экспозиции Музея Майдана, и за уничтожение музейного фонда предусмотрена уголовная ответственность. Он также добавил, что акт вандализма должен расследоваться МВД и ГПУ.

Позже стало известно, что прокуратура Киева № 6 открыла уголовное производство по факту уничтожения граффити, которые были нанесены на фасаде дома по ул. Грушевского во время Революции достоинства.

«Приказом Министерства культуры № 869 от 15.10.2014 года место боевых действий и массовой гибели граждан в районе ул. Грушевского в Киеве во время акций протеста в феврале 2014 отнесено к объектам культурного наследия, повреждение или уничтожение которых влечет за собой уголовную ответственность», — отмечается в сообщении.

В связи с вышеизложенным сведения об указанном правонарушении внесены в ЕРДР по ст. 298 УК Украины — «Уничтожение, разрушение или порча памятников истории или культуры».

Также Киевская прокуратура вызовет на допрос владельца магазина мебели «Эспориум» Игоря Доценко из-за уничтоженных граффити «Иконы революции» на фасаде здания. Об этом сообщила пресс-секретарь киевской прокуратуры Надежда Максимец. «Уже в ближайшие дни владелец магазина будет приглашен для дачи показаний», — сказала она.

«Как известно, приказом Министерства культуры Украины № 869 от 15.10.2014 года место боевых действий и массовой гибели граждан в районе ул.Грушевского в Киеве во время акций протеста в феврале 2014 года является объектом культурного наследия, повреждение или уничтожение которого влечет за собой уголовную ответственность по ст. 298 УК Украины (Уничтожение, разрушение или порча памятников истории или культуры)», — отметил Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко.

Генпрокурор не исключает, что к уничтожению граффити причастны владельцы магазина «Эмпориум», расположенного в здании. «Бизнесвандалов из „Эмпориума“ в ближайшее время тщательно проверят все государственные контролирующие органы», — добавил генпрокурор.

Заместитель директора Музея-мемориала Революции достоинства Антонина Пипко предложила отправить экспонаты на временное хранение в помещение магазина на ул. Грушевского в Киеве, со стен которого стерли «иконы революции». По ее словам, директор Национального мемориального комплекса Героев Небесной сотни — музея Революции Достоинства Игорь Пошивайло еще в прошлом году сообщил, что артефакты Евромайдана собраны и находятся «у него на работе» — в Национальном центре народной культуры «Музее Ивана Гончара». Хранятся они якобы в складском помещении, на заднем дворе и хранятся совсем не надлежащим образом.

«Сегодня у нас имеется более 2 тыс. музейных предметов. Все они были собраны и подарены обычными людьми. И сегодня, к сожалению, они хранятся в ненадлежащих условиях, поскольку у музея нет временного помещения. Экспонаты портятся, поддаются коррозии, и более того не охраняются, и в любой момент могут исчезнуть, — говорит Антонина Пипко. — Мы несколько раз обращались в разные инстанции, но все безрезультатно. Нам необходимо помещение для временного размещения музея». И затем предложила — отдать помещение провинившегося магазина в аренду будущему Музею «Революции достоинства».

В то же время директор магазина «Эмпориум» Игорь Доценко, который до сих пор арендует помещение на Грушевского, 4, выразил возмущение попыткой принятия решения без его участия. «В понедельник утром Музей Майдана предложил передать им помещение „Эмпориума“, поскольку им негде хранить и выставлять экспонаты. Арендодатель успел заявить, что не будет продлевать с нами договор, нас не пригласили на „брифинг“. Все решили без нас. При этом, вовсю, без следствия и суда, нас обвиняют в совершении противоправных действиях», — отметил Доценко.

Директор Института украинского языка Национальной академии наук, которому принадлежит означенное помещение на Грушевского, Павел Гриценко также заявил, что не планирует его передавать Музею Майдана. «Никогда (не будет передачи помещения музея). А почему мы должны передавать свои площади? У нас есть арендатор законный, с которым подписан договор до конца года. Сделка эта не расторгнута. Все еще в процессе исследования. К нам по поводу нового соглашения никто не обращался. Кто обращается по поводу аренды помещения через прессу? Не является ли это давлением?», — спросил Гриценко, поинтересовавшись, не связано ли намерение Музея получить помещение с разрисованным фасадом и разбитыми окнами на Грушевского.

«Если так настойчиво требуют именно такого решения, то кто тогда организовал все провокации? Кто привел людей бить окна, и чтобы одновременно там были корреспонденты и другие. Почему это сразу пришли с шинами, яйцами и всеми другими атрибутами. Кто это все организует — вот вопрос? Почему так синхронно действует Институт национальной памяти и радикальные группы — это Институт нацпамяти провоцирует эти беспорядки? Извините, это очень неприятно», — сказал Гриценко.

Он добавил, что уважает всех, кто работает на национальную идею, но «события на Грушевского похожи на провокацию». «Когда вызывают арендатора по факту, когда уже все закрашено, и фотографируют его, как будто он дает указания. Это передергивание. Пока правоохранительные органы и прокуратура не установят все факты, а не хронометрируют это все, то ни о каких разговорах не может быть и речи», — убежден директор Института.

«Идет давление на Институт украинского языка. А мы тоже не сбоку стоим от национальной идеи. Извините мое возмущение, но я хочу, чтобы все решалось в демократическом правовом государстве. Потому что это выглядит как рейдерский захват — через СМИ и через организованных якобы национально сознательных граждан, но это те же титушки. А то, что здание обрисовано и окна разбиты — это вандализм», — заключил Гриценко, поддержав идею восстановления граффити с последующим их отнесением к памятникам общегосударственного значения.

Павел Сидоренко, координатор инициативной группы пострадавших на Майдане заявил: «В случившемся виноваты мы все! Каждый из нас. Мы виноваты в своем безразличии. Почему мы не сказали в свое время представителям власти, что эти атрибуты Революции Достоинства должны быть определённым образом сохранены?! Теперь мы будем инициировать создание комиссии, которая проведет инвентаризацию всех внешних объектов и артефактов Майдана, и будем контролировать их достойное сохранение в дальнейшем».

Министерство культуры намерено инициировать предоставление восстановленному граффити «Иконы революции» статуса национального памятника. Об этом заявил глава ведомства Евгений Нищук.

«Это граффити сейчас была категория местного значения, после всего, что случилось, я думаю, что мы сможем подготовить те документы, которые бы перевели ее в категорию национальной и мы будем ходатайствовать перед Кабинетом министров Украины, чтобы перевели ее в статус национальной», — сказал Нищук.

После событий на Евромайдане победу праздновали такие люди, как владелец магазина «Эмпориум» по улице Грушевского в Киеве, с фасада которого были уничтожены граффити времен Революции достоинства, заявил украинский волонтер Юрий Касьянов.

«Давайте называть вещи своими именами. Майдан проиграл. Выиграли такие люди, как владелец магазина „Эмпориум“. Они и раньше-то были в шоколаде. Майдан был не столько за абстрактные европейские ценности, сколько за справедливость. Вообще большинство революций случается тогда, когда люди сталкиваются с несправедливостью. Закон сам по себе не является гарантией справедливости. И наш переход в Европу — безвиз, Соглашение об ассоциации — не означает восторжествования справедливости. Майдан не мог ее добиться, потому что не было лидера или политических сил, которые готовы были бы бороться за справедливость до конца», — отметил Касьянов.

По его мнению, после революции на смену «бандитам» ко власти в Украине пришли «воры».

«Майданом воспользовались олигархи и коррумпированные чиновники, которые просто перекрасились. По сути, проиграла та бандитская среда, которая больше ориентировалась на Россию. А выиграли коррупционеры, придерживающиеся западного вектора. Но несмотря на это, данная группировка тоже является антинародной. Скажем так, на смену бандитам пришли воры. Им даром не нужен Майдан и память о нем. Так же как и этому владельцу магазина. Среди богатых людей в Киеве каждый второй такой, как он. Большинство из них нажило свой капитал несправедливым путем. И справедливость их не интересует в принципе. Надо также признать, что есть люди, которые на защите ценностей Майдана зарабатывают себе политический капитал», — подчеркнул волонтер.

По его словам, ситуация не изменится, пока власть в стране не возьмут люди, готовые бороться за справедливость.

«Как бы там ни было, запрос на справедливость в обществе остался. И он, безусловно, будет реализован. Проблема в том, что кровавым способом добиться этого нельзя. Нужно быть очень осторожными в оценках. Мы помним, как били банки. Тот же „Сбербанк“. Но это была лишь борьба между конкурентами. Он же сейчас продолжает все так же работать. И в целом у российского бизнеса в Украине все хорошо. И так будет продолжаться, пока к власти не придет сила нормальных, здоровых людей, которые начнут бороться за национальную ценность — за справедливость. Мы хотим добиться ее уже много веков. Потому что без справедливости добиться других целей нельзя», — резюмировал Касьянов.

Уничтоженные граффити времен Революции достоинства, которые были нанесены на стены фасада здания по улице Грушевского в Киеве, не вписывались в «гламурную» картину мира покупателей мебельного магазина «Эмпориум». Такое мнение выразил художник Александр Ройтбурд.

«Думаю, тут все вместе: и реванш старых сил, и банальное отсутствие культуры. Видимо, хозяев „Эмпориума“ раздражало напоминание о событиях на Грушевского, которые не вписываются в гламурную картинку мира их клиентов. Там же продавалась мебель „под старину“, люди практически чувствовали себя Людовиками XIV. А тут какие-то революционные граффити, напоминающие о том, что „лохи“ могут выйти и отстоять свои права! От такого может и аппетит пропасть. Такое ощущение, что владелец магазина решил, будто может проигнорировать кровавую революцию в стране, войну и так далее», — отметил Ройтбурд.

По его словам, напав на магазин, активисты пытались добиться справедливости.

«Я понимаю возмущение активистов. Эти работы были символами переживаемого страной высокого момента. Граффити служили привязкой событий тех лет к историческому контексту. Это была очень грамотная работа. Думаю, граффити нужно восстановить за счет того, кто их уничтожил. И привлечь для восстановления того же автора, который создавал их изначально. Более того, ему нужно выплатить моральную компенсацию. В целом же, когда активистов переполняют эмоции, они пытаются достичь справедливости тем способом, который представляется им более эффективным. Поэтому можно сделать вывод: чем эффективнее будет работать государство, тем меньше места останется для уличного насилия», — подчеркнул Ройтбурд.

Лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук тоже не обошел событие, выразив свое мнение по поводу инцидента в своем микроблоге. «Совесть не нуждается в экономической или политической целесообразности. Ее не защитит ни один адвокат. Совесть или есть, или ее нет», — прокомментировал событие Вакарчук.

Тэги: Майдан, скандал, граффити, эксперты, соцсети

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
За год человечество выбросило более миллиарда тонн еды, — ООН
За год человечество выбросило более миллиарда тонн еды, — ООН
За год человечество выбросило более миллиарда тонн еды, — ООН
За год человечество выбросило более миллиарда тонн еды, — ООН
В США собака спасла своего хозяина… от бомбы
В США собака спасла своего хозяина… от бомбы
На популярном грузинском курорте сошла лавина: видео с места ЧП
На популярном грузинском курорте сошла лавина: видео с места ЧП
Лукашенко дал команду готовиться к противостоянию с Балтией, — СМИ
Лукашенко дал команду готовиться к противостоянию с Балтией, — СМИ
В Австралии змея чуть не задушила телеведущего в прямом эфире
В Австралии змея чуть не задушила телеведущего в прямом эфире
Вариации Гримм (2024): трейлер и дата выхода нового сериала-аниме
Вариации Гримм (2024): трейлер и дата выхода нового сериала-аниме
Павел Кириленко: чиновник «оброс» во время войны имуществом на 70 млн грн, - СМИ
Павел Кириленко: чиновник «оброс» во время войны имуществом на 70 млн грн, - СМИ
Фьюри — Усику: Беги, кролик, беги
Фьюри — Усику: Беги, кролик, беги
В Киеве уже 10 пострадавших после утреннего ракетного удара. Разбор завалов продолжается
В Киеве уже 10 пострадавших после утреннего ракетного удара. Разбор завалов продолжается
Дом Дракона, 2 сезон (2024): трейлер и дата выхода продолжения культового сериала
Дом Дракона, 2 сезон (2024): трейлер и дата выхода продолжения культового сериала
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?