Украина направила материалы дела о массовом убийстве украинских военных в Иловайске в Международный уголовный суд в Гааге. Об этом журналистам «Фразы» сообщили в пресс-службе Генеральной прокуратуры Украины.
В частности, как сообщается, в Офис прокурора Международного уголовного суда для решения вопроса об открытии уголовного производства Главной военной прокуратурой передана информация о собранных доказательствах совершения военных преступлений (в том числе вероломного убийства украинских военных в районе Иловайска).
По данным ГПУ, также Главная военная прокуратура направила собранные доказательства ведения РФ агрессивной войны против Украины и финансирования терроризма в Министерство иностранных дел и Министерство юстиции Украины, чтобы они, в свою очередь, использовали их в своих исках против России в Международном суде ООН и Европейском суде по правам человека.
На основании собранных доказательств о подозрении сообщили первому замначальника Генштаба Вооруженных сил РФ Николаю Богдановскому. Отмечается, что его подозревают в посягательстве на территориальную целостность Украины и нарушении законов войны. Так, Богдановский непосредственно осуществлял командование и контроль подразделений армии РФ при вторжении в Украину. Кроме того, по результатам расследования были привлечены к уголовной ответственности 89 человек, в том числе 43 россиян, среди которых 11 человек из числа руководства Вооруженных сил России — министр обороны Сергей Шойгу, начальник Генштаба Валерий Герасимов и еще 9 генералов. В ГПУ подчеркнули, что ранее украинский суд дал разрешения на их арест.
«В суд направлено 41 обвинительный акт по 45 лицам. Приговорами украинских судов 25 человек уже осуждены, в том числе 9 граждан РФ, в том числе 3 военнослужащих ВС РФ», — говорится в сообщении.
Следствие установило, что с мая по июль 2014 года силы АТО на Донбассе провели ряд успешных операций по освобождению населенных пунктов Донецкой и Луганской областей от боевиков «ДНР» и «ЛНР». 11 августа 2014 года руководством сил АТО был издан приказ, для выполнения которого был разработан план блокирования и зачистки оккупированного Иловайска с помощью отдельных добровольческих батальонов. В соответствии с планом предполагалось взятие под контроль города вместе с северными окраинами Макеевки, а также установления контроля над путями снабжения для дальнейшего освобождения Донбасса.
Для противодействия силам АТО в третьей декаде августа 2014 года руководство Вооруженных сил России организовало прямое вторжение армии на территорию Донецкой области с одновременными артиллерийскими обстрелами позиций ВСУ с территории РФ. Так, наиболее масштабное вторжение состоялось в ночь с 23 на 24 августа 2014 года. Тогда на территорию Украины было переброшено 9 батальонно-тактических групп, в составе которых были 3500 человек личного состава; до 60 танков; до 320 БМД (БМП); до 60 орудий; до 45 минометов; 5 ПТРК.
По данным следствия, на российской военной технике заранее замаскировали или сняли тактические знаки и нанесли опознавательные отметки украинских подразделений. По данным СБУ, разведки и объединенного штаба АТО, критическое соотношение военных сил Украины в районе Иловайска с подразделениями армии РФ и боевиков составляло: личный состав — 1 к 18 ; танки — 1 к 11, бронетехника — 1 к 16; артиллерия — 1 к 15, «Грады» — 1 к 24.
Также сообщается, что группировка российской армии вдоль восточной границы с Украиной насчитывала 35 батальонно-тактических и ротно-тактических групп; не менее 45 100 военнослужащих; до 160 танков; 1360 БМП (БТР) 350 единиц артиллерии; 130 единиц реактивных систем залпового огня; 192 боевых самолетов; 137 вертолетов.
«Учитывая реальную угрозу вторжения вдоль всего российско-украинской границы, Вооруженные силы Украины фактически не имели достаточного количества сил для увеличения контингента войск на Донецком направлении и одновременного обеспечения обороны других участков государственной границы», — говорится в сообщении.
В результате вторжения регулярных подразделений армии России и начала продвижения в направлении Иловайска, батальоны МВД Украины «Днепр-1», «Миротворец», «Свитязь», «Херсон», «Ивано-Франковск», Нацгвардии «Донбасс» и силы сектора «Б» попали в окружение. После этого руководитель АТО Муженко начал переговоры с замначальника Генштаба РФ Николаем Богдановским о гарантиях безопасных гуманитарных коридоров для выхода украинских бойцов из окружения.
«Следствием доказано, что в течение 26-28.08.2014 только между руководителем АТО Муженко и заместителем начальника Генштаба ВС России Богдановским состоялось 12 телефонных разговоров, по результатам которых российская сторона предоставила гарантии безопасного выхода украинских военных из окружения в небоевом порядке по согласованным маршрутам», — говорится в сообщении.
Дополнительной гарантией безопасного выхода сил АТО из окружения должны были стать трое российских десантников, которых взяли в плен и планировали передать России после выхода из окружения.
«29 августа 2014 года по непосредственному указанию и приказу командования Генерального штаба ВС РФ российские военнослужащие в упор расстреляли из тяжелого вооружения колонны украинских военных, вместе с тремя пленными российскими десантниками. При указанных обстоятельствах было совершено вероломное убийство 366 украинских воинов, 429 — получили ранения различной степени тяжести, 300 — попали в плен. Вооруженные силы Украины понесли значительные потери вооружения и военной техники на сумму почти 300 млн грн», — подчеркнули в ГПУ.
В ГПУ добавили, что расследование обстоятельств Иловайской трагедии в целом завершено.
«В то же время, итоговое процессуальное решение в уголовном производстве будет принято после обеспечения выполнения требований ст. 2 Уголовного процессуального кодекса Украины относительно полного и беспристрастного расследования (завершения всесторонних допросов каждого украинского военнослужащего об известных им обстоятельствах Иловайской трагедии, а также о совершении подразделениями ВС РФ военных преступлений — вероломного убийства украинских военных во время их выхода из окружения, неоказания медицинской помощи раненым и т.д.), а также привлечения к уголовной ответственности всех виновных лиц», — добавили в ГПУ.
Как сообщала «Фраза», в ноябре 2014 года Главная военная прокуратура в рамках расследования трагедии под Иловайском вручила повестки на допрос тогдашнему председателю Верховной Рады Украины Александру Турчинову, министру внутренних дел Арсену Авакову, комбатам Семену Семенченко, Юрию Березе и Aндрею Tетеруку.
В апреле 2015 года заместитель Генерального прокурора — главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос сообщил, тчо , что в настоящее время следствием подтверждена гибель 459 бойцов. «С момента последнего озвучивания на сегодняшний день следствием подтверждена путем получения документальных материалов, гибель под Иловайском 459 человек, ранения 478», — сказал Матиос.
Впоследствии официально было объявлено о гибели 366 украинских военных, ранении 249. Еще 128 попали в плен и 158 пропали без вести.
В августе 2016 года первый заместитель Генерального прокурора Украины Дмитрий Сторожук во время встречи с родственниками воинов, погибших под Иловайском, сообщил о завершении судебной комиссионной военной экспертизы относительно Иловайских событий, которая позволяет готовить уголовное производство для направления дела в суд.
Тогда же начальник Генерального штаба ВСУ Виктор Муженко заявил, что ответственность за произошедшее в конце августа 2014 года в Иловайске должны разделить различные лица, а действия начальника Генштаба ВСУ Виктора Муженко во время этого эпизода российско-украинской войны должна оценивать не ГПУ, а соответствующие суды. «Готов обосновать каждый свой шаг. Но есть уровни ответственности различных должностных лиц — за операцию в целом, за конкретное выполнение тактических задач. Она должна быть разделена», — заявил он, добавив, что основной причиной поражения ВСУ и больших потерь личного состава под Иловайском стало вторжение российских войск.
В начале осени 2016 года Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, выступая на комитете Верховной Рады заявил, что экспертиза установила допущение Генеральным штабом ВСУ и руководством АТО ошибок при планировании и проведении военных операций, и каждой ошибке будет дана правовая оценка. «Ошибки руководства АТО и украинского Генерального штаба ВСУ во время планирования и проведения военных операций это также установленный экспертизой факт. И по каждому отдельному эпизоду этих ошибок будет дана правовая оценка руководству военной операции со стороны украинского Генштаба, Минобороны и их подчиненных», — подчеркнул Луценко.
В ноябре того же года Луценко заявил, что Украина предоставила Международному уголовному суду в Гааге доказательства военных преступлений РФ против Украины. «В офисе прокурора МУС мы рассмотрели доказательства того, что в ходе событий возле Иловайска Россия ввела регулярные силы ВС РФ», — заявил Луценко.