Финансирование армии не должно быть связано со спецконфискацией. Как выяснили журналисты «Фразы», об этом в интервью «Интерфакс-Украина» заявил секретарь СНБО Украины Александр Турчинов.
«В бюджете текущего года значительная часть государственного оборонного заказа должна финансироваться из спецфонда, который, в свою очередь, должен был наполняться за счет спецконфискации. Тема была как бы всем понятна. В „Ощадбанке“ и в нескольких других банках лежит 1,5 млрд. долларов арестованных средств, украденных окружением Януковича. Надо только их перевести в бюджет и обеспечить выполнение оборонного заказа. Как бы все просто. Уже заканчивается бюджетный год, но закон „О спецконфискации“ так и не принят», — сказал он.
Причиной срыва десятка голосований за закон, по словам Турчинова, стала «с одной стороны — коррупция, с другой стороны — боязнь многих депутатов, что спецконфискация может коснуться и их не всегда праведных доходов».
Турчинов заявил, что деньги со спецконфискации вновь записаны в бюджете 2017 года.
«Уже меньшие суммы из этих средств идут на оборону и безопасность: порядка там 3 млрд., насколько я помню. Но все равно это огромный ресурс, и мы не можем сами себя обманывать. Или перед принятием бюджета будет принят закон о специальной конфискации, или давайте тогда не обманывать сами себя: запишите этот ресурс, например, на выплату зарплаты депутатам Верховной Рады, судьям, и т. д. А армия и другие органы, отвечающие за оборону и безопасность страны, должны обеспечиваться реальными, живыми деньгами», — подчеркнул Турчинов.
Говоря об очередной волне мобилизации, секретарь СНБО заявил, что она по-прежнему зависит от ситуации на фронте и в случае необходимости ее могут объявить.
По словам Турчинова, нужно создавать мощный подготовленный резерв.
«В ближайшей перспективе от призыва и срочной службы мы не откажемся. Даже если Вооруженные силы будут полностью укомплектованы контрактниками, мы все равно будем готовить резервистов. Чем больше подготовленный резерв — тем выше обороноспособность страны. Создание мощного подготовленного резерва Вооруженных сил — это для нас необходимость и условие выживания. Это решение четко зафиксировано в принятой СНБО Стратегии национальной безопасности», — подчеркнул он.
Председатель Верховной Рады Андрей Парубий также подчеркивает важность создания в стране резервной армии, особенно ввиду того, что, по его мнению, российская агрессия может быть распространена и на другие территории Украины.
По его словам, сейчас важно провести консультации среди военных экспертов, чтобы выработать правильную формулу функционирования территориальной обороны и подразделений резервной армии, чтобы своевременно и эффективно противостоять агрессору.
«Убежден, в условиях создания в Украине резервной армии десятки тысяч граждан готовы будут пройти обучение и в любой момент встать на защиту Родины. Нужно только найти правильную формулу резервной армии», — считает Парубий.
Отметим, что Вооруженные силы Украины заняли тридцатое место среди самых сильных армий мира в ежегодном рейтинге военной мощи Global Firepower (GFP). Среди европейских армий ВСУ — аж на восьмом месте. По мнению украинских экспертов, наиболее важным критерием оценки военного могущества являются не рейтинги, а реальная способность вооруженных сил отразить агрессию. Правда, несмотря на боевой опыт, полученный в войне на Донбассе, в последние три года украинская армия лишь сдавала свои позиции в рейтинге GFP.
Ранее «Фраза» сообщала, что Кабинет министров Украины настаивает на принятии закона о спецконфискации.
Народный депутат от «Народного фронта» Дмитрий Тымчук заявил, что общее недофинансирование вооруженных сил Украины в следующем году, согласно проекту госбюджета, составит десятки миллиардов гривен.
В частности, уточняет Тымчук, Минобороны запросило 108 млрд 147 млн гривен, а в проекте госбюджета-2017 по общему фонду (гарантированные затраты из госбюджета) заложено 61 млрд 700 млн гривен плюс 2 млрд 327 млн гривен специального фонда — но это «негарантированные» средства, которые армия должна заработать себе сама.
«Из гарантированных средств армия получит на 46 млрд 447 млн гривен меньше своей полной потребности», — пишет Тымчук.