Настоящий казак — это православный воин, который защищает Православную Церковь и никогда не поднимет оружие на единоверца. Как стало известно «Фразе», об этом сказал митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука на VIII Международной научно-практической конференции «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы», которая проходит в Киево-Печерской лавре.
«Все, что мы называем духовными традициями казачества и что неотъемлемо составляет его историческую сущность, коренится именно в православной вере. Запорожцы видели свою историческую миссию именно в защите Православия. И только в этом может заключаться исторический смысл существования казачества в Украине вплоть до сегодняшнего дня», — сказал митрополит Лука.
По мнению митрополита Запорожского и Мелитопольского, «если бы Господь промыслительно не создал казачью республику Запорожской Сечи, религиозная картина современной Украины была бы иной». Владыка напомнил о том, что после Брестской унии казаки стали на защиту не только своей родины, но и своей веры. Во время походов они стремились не причинять вреда православному населению, и особо тяжелым грехом у них считалось пролитие крови единоверцев.
«Центральным местом Запорожской Сечи являлся храм Пресвятой Богородицы, который был не только местом молитвы, но и местом проведения казацких рад. Весь быт казачества был пропитан православной обрядностью. Казаки молились перед и после сна, до и после еды, перед походами, во время которых имели с собой походную церковь. После баталий служили благодарственные молебны. Строго соблюдали посты», — рассказал митрополит Лука.
Он отметил, что запорожское казачество было тесно связано со Святой Горой Афон. Запорожцы оказывали существенную материальную помощь святогорским монастырям и сами нередко становились монахами. На Афоне был казачий скит «Черный Выр», состоявший из бывших запорожцев. Выходцы из казаков подвизались в Ильинском, Андреевском и других скитах Святой Горы.
«Казацкая республика Запорожской Сечи может считаться духовным уделом Пресвятой Богородицы. Казаки чувствовали своим простым сердцем, что Матерь Божия — их Царица, Владычица, Заступница. Казаки, запретив пребывание на Сечи женщинам, отдали себя под покровительство Богородицы. Известно безбрачие сечевого товарищества. Уходя в поход, они поручали себя Покрову Пречистой и Ее заступлению. Православный казак — это, прежде всего состояние души, сформированное на православном мировоззрении. Казак — это православный воин, для которого дороже всего на свете Бог и православная вера. Он ежесекундно готов отдать за это жизнь, защищая свою родину», — сказал митрополит Лука.