6 сентября открывается восьмая сессия Верховной Рады, от которой аналитики ожидают напряженной политической борьбы. Мы попросили охарактеризовать политическую ситуацию в стране народного депутата, члена фракции «Регионы Украины» Игоря Кальниченко.
- Игорь Викторович, как вы оцениваете ситуацию в стране на старте нового политического сезона?
- Знаете, не хочется быть оригинальным – ситуация сложная не только политически, но и экономически. К сожалению, новая власть, мягко говоря, не успела выполнить обещанное на Майдане. Мы будем напоминать ей о необходимости выполнять обещания. Если будет необходимо – в жесткой форме добиваться улучшения жизни нашего народа. Это ни в коей мере не означает покушений на свержение существующего государственного строя. Нет, мы твердо и в рамках закона укажем власти на ее недостатки, которые необходимо исправить. Сегодня и власть, и оппозиция, и далекие от политики простые люди хотят жить лучше, но пока тенденций к улучшению жизни народа мы не видим. Для сомневающихся в этом достаточно будет один раз пойти на рынок или проехаться в общественном транспорте – и все станет очевидно.
- Вы не жалеете, что оказались в рядах оппозиции, а не при власти?
- Я неоднократно подчеркивал, что готов работать во власти. Уверен, что мог бы пригодиться на поприще сбора налогов и наполнения государственного бюджета. Но раз я оказался в оппозиции, то, как и мои товарищи, буду действовать исключительно в рамках закона. Оппозиция будет работать грамотно, четко и слаженно. Работать так, чтобы народ понял, что, придя к власти, мы сможем добиться большего, чем те, кто сегодня управляет страной.
- Интересно, вступит ли в силу с 1 января 2006 года политическая реформа?
- Многообещающие заверения разных политиков, по идее, должны вызвать уверенность в этом, но я на эту перспективу смотрю пессимистически. Думаю, что нас еще ждут жаркие дебаты по этому вопросу, и не исключен вариант торпедирования реформы.
- Виктор Ющенко 24 августа призвал увеличить проходной барьер на парламентских выборах. Как вы относитесь к такой перспективе?
- Я за поднятие проходного барьера, думаю, он должен быть не менее 10%. Мы уже сегодня видим, насколько осложняют политический процесс мелкие фракции. Повышение барьера однозначно будет мною поддержано. Конечно, есть еще партийная и фракционная дисциплина, поэтому до окончательного решения этого вопроса еще далеко. Уверен, что в парламент должны проходить не представители политической мелюзги, набравшие очки за счет громких предвыборных акций, а проверенные временем и пользующиеся доверием избирателей системные партии, способные реально влиять на судьбу страны.
- Как я понимаю, Партия Регионов готова преодолеть практически любой установленный барьер?
- Однозначно, думаю, в этом никто не сомневается!
- Как сегодня развивается ситуация внутри партии, ведь много говорили о существующих в ней конфликтах?
- Конфликты – нормальная вещь, у нас в партии это скорее дискуссии в поиске наиболее качественной политической платформы. Каждый пытается внести свою лепту в этот процесс. В Партии Регионов есть стержень, это не только Виктор Янукович, но и другие партийцы. Партия, в которой все со всем соглашаются, это проект одного человека, окруженного прихлебателями.
- Оппозиционные политики обвиняют силовиков в оказании давления на них. Так ли это?
- Мне бы очень хотелось не согласиться, но увы, это так. Думаю, такие преследования быстро прекратились, если хотя бы один представитель правящей партии провел денек-другой в СИЗО. Думаю и господину Луценко, и другим было бы намного проще разбираться с «преступлениями», совершенными оппозиционерами, если бы они попытались поставить себя на место преследуемых. Когда же все движется однобоко, во всем видно стремление уничтожить оппозицию как политическую категорию, то государству светит невеселая перспектива. Оппозиция – не просто противовес власти, а сдерживающий фактор неразумных действий власти. Она выступает в роли клапана в котле народного недовольства. Посмотрите на социологические данные, насколько упал рейтинг власти. Так что оппозицию властям нужно не преследовать, а беречь.
- Пока, к сожалению, в ходу больше «черные списки»…
- Это вообще черт знает что, даже в 1937 году подобного не было. Существует порядок вызова на допрос в качестве свидетеля, согласно которому повестку отправляют в закрытом конверте, чтобы не дискредитировать гражданина перед соседями. А что можно сказать, если человека «приглашают на чай» в МВД на всю страну? Если человек не является, тогда приводите его с милицией. Но ведь народные депутаты – люди ответственные и дисциплинированные, они придут. Но милиция стыдливо молчит о тех, с кем она побеседовала, зато раздувает проблему из пары политиков, находящихся во время вызова в отпуске за пределами страны. Правоохранительные органы, если они вне политики, как говорят, то должны действовать грамотно, умно и взвешенно.
- До избрания народным депутатом вы работали заместителем председателя Государственной налоговой администрации. Как вы сегодня оцениваете ее работу?
- Для оценки работы ГНАУ всегда есть только один критерий – собираемость налогов в бюджет, так что подводить итоги работы можно только по итогам года. Меня больше тревожит неопределенность в структуре ГНАУ, наблюдающаяся там чехарда с заместителями председателя. Да что говорить о налоговой, если в отставку подал даже государственный секретарь Александр Зинченко. Похоже, для многих членов новой команды личный пиар постепенно становится важнее государственных интересов. Вот только для самих украинцев подобные околовластные маневры не будут положительными.
- Думаю, что многих украинцев волнует судьба гривны, которая ведет себя капризно. Что вы думаете о перспективах национальной денежной единицы?
- Известно, что лидер социалистов Александр Мороз уже призвал к отставке главы Национального банка Владимира Стельмаха, обвиняя его в ревальвации гривны. Последние события вокруг нашей денежной единицы вызывают недоумение – ревальвация при росте цен на большинство товаров выглядит, как минимум, необоснованной. К тому же товарной массы в Украине хватает. Рыночная цена гривны и сегодня завышена, и я не понимаю, зачем повышать ее еще больше. Руководство Нацбанка, в том числе и Владимир Стельмах, не соответствуют занимаемым должностям.
- Рискнете ли вы предсказать результаты парламентских выборов?
- Хотя говорят, что прогнозы дело неблагодарное, я попробую. Конечно, многое будет зависеть от размеров проходного барьера. Его высота не будет играть роли для Партии Регионов, НСНУ, «Батькивщины». Высокие шансы для прохождения в парламент следующего созыва у социалистов и коммунистов, Народной партии. Не исключаю, что сохранят парламентскую прописку объединенные социал-демократы. Возможно, при сохранении трехпроцентного барьера его сможет преодолеть «Союз» и ПСПУ и «Держава». А остальным придется, как говорят спортсмены, тренироваться дальше.