Ярослава Кравченко: Мы живем во времена смелости и стартапов

На недавно завершившемся 10-м юбилейном «ГОГОЛЬФЕСТЕ» мы пообщались с руководителем и основательницей «Дикого театра» Ярославой Кравченко. За короткий срок своего существования «Дикий театр» успел завоевать сердца тысяч зрителей, провести два летних «диких» фестиваля в окрестностях пгт Немешаево Киевской области, на развалинах графской усадьбы, и продолжает покорять новые театральные горизонты:

— Ярослава, расскажите, пожалуйста, как вам пришла в голову идея организовать «Дикий театр» и как удалось ее реализовать, с чьей помощью?

Мне кажется, что "Дикий театр" — это моя жизненная сверхзадача. Идея — это только 10%, она ничего не стоит без реализации. К тому же желание создать альтернативу к существующему строю, в том числе и художественному, — это закономерная реакция думающего, чувствующего человека, на глазах которого произошла революция общества. Такой же закономерностью стало и появление "Дикого": активизировался социум, и ему нужен был новый театр, который говорит о важном, о болезненном, о сегодняшнем. Мы живем во времена смелости и стартапов, "Дикий" тоже создавался как проект. Помогали такие же изголодавшиеся за провокацией и откровенностью люди: Максим Голенко, который сейчас главный режиссер "Дикого", Лена Никулина — человек, который определяет визуальные коммуникации.

Если вы спрашиваете о деньгах, то их не было. Было огромное желание, и я, мои друзья, коллеги инвестировали в проект свое время, свое умение, свои таланты.

— Существуют ли подобныe театральные институции за рубежом?

Конечно, существуют. "Дикий" — это модель театра, переходного между репертуарным и проектным. В Европе такие театры есть, они поддерживаются людьми и властью и успешно занимаются своими направлениями.

— Есть ли возможность получать гранты?

Теоретически — есть. Украина пока еще интересна для изучения и коопераций.

— Можно ли что-нибудь еще предпринять, чтобы нынешний «ГОГОЛЬФЕСТ» все-таки не был бы последним в культурной жизни Киева? Каким образом, на ваш взгляд, можно привлечь финансовую поддержку Министерства культуры Украины для этого фестиваля?

Я сомневаюсь, что кто-то в министерстве заплачет горькими слезами, если "ГОГОЛЬФЕСТ" закончится навсегда. Все независимые инициативы, включая инициативу Влада, нужны только таким безумцам,  как он и команда. Министерству удобно «примазываться», делать посты в фб и чекины, ну и, коль уж у "ГОГОЛЬФЕСТА" есть признание на международной арене, капнуть немного денег да логотип разместить.

А то, что Киев потеряет единственный мультикультурный фестиваль, мало кого волнует. Скажите, где хоть один фестиваль в Киеве, который идет регулярно по инициативе власти?

— Вы в первую очередь в вашем театре делаете ставку на молодых режиссеров?

Нет, мы делаем ставку на острые тексты и на незашоренные умы. Очень важно, чтоб в человеке, который приходит в команду, был драйв, желание донести свою позицию, и молод он или нет, не важно. Не скрою, что мне очень интересно открывать новые имена. Но сам формат "Дикого" подразумевает, что у нас можно творчески оторваться, и даже известные, сложившиеся «митці» могут открыться по-новой.

— Планируете ли вы брать пьесы для спектаклей в «Диком театре» из прочитанных на «Тижнях актуальної п’єси»?

Ох. Я в этом году — ридер на фестивале. Пьес 69. Сижу, читаю, ищу. Как только что-то найду, сразу свяжусь с автором. Очень важно, чтоб украинские авторы, которые пишут хорошо, появлялись на сцене.

— Расскажите, пожалуйста, как проходил театральный фестиваль летом прошлого года в Немешаево Киевской области. Планируете ли продолжать проводить подобные фестивали в этой местности? (На самом деле я так понимаю, что локация фестиваля располагалась в селе Мироцкое по дороге на Немешаево?)

Алексей Доричевский — актер, драматург, театральный активист — является сердцем этого фестиваля. Нам захотелось вывести театр на природу и посмотреть, что будет. Первый год был своеобразным тестом. Это было очень атмосферно, в руинах старого поместья. Оказалось, что фестиваль вызвал огромный ажиотаж как у местных зрителей, так и у коллег-театралов. Представьте, вырваться из суеты города, кузнечики, лес, вода... В такой обстановке рождаются новые идеи и смыслы.

На первом фестивале было показано 9 спектаклей, выступило 7 групп, были масер-классы, спорт, детская программа. В этом году мы еще больше углубились в исследование театра. И теперь зрители вместе с участниками создавали иммерсивные проекты.

Нам очень помогали в организации Сергей Замидра и волонтеры из Немешаево. Нас ждут, и мы будем продолжать делать фестиваль.

— Ярослава, вас можно поздравить с обретением постоянной сцены для ваших спектаклей на «Сцена 6» в Довженко-Центре? А будут ли спектакли "Дикого театра" демонстрироваться также на других сценических площадках Киева?

Спасибо! Знаете, у "Сцены 6" большие планы и амбиции, мы хотим создать не просто площадку, а центр, где сконцентрируется самое интересное театральное движение. Честно признаюсь: её открытие и принятие международной программы "ГОГОЛЬФЕСТ" — это было как преждевременные роды. Мы сейчас еще будем много чего доделывать. Но да, большинство спектаклей "Дикого" переедут сюда. Однако мы будем продолжать показывать спекакли и в других местах.

— Можете рассказать о гастрольной деятельности «Дикого театра»? Где вас лучше всего принимали? Ездили за рубеж?

Мы ездим мало. У нас много актеров, большие декорации, и вывозить их куда-то очень сложно и дорого. Недавно один коллега-худрук с сарказмом отметил, что мы едем на плацкарте. А такова реальность, иногда и на третьей полке едешь, чтоб только ехать. Поэтому каждая поездка для нас запоминающаяся и важная. Мы были во Львове, Херсоне, Северодонецке, Тернополе, на днях едем в Винницу. У каждого города свой зритель, со своим характером, и это очень интересно. Они изучают нас, мы -- их, смотрим, как резонируют те или иные «бомбочки», заложенные в спектакле. Прошлой осенью участвовали в фестивале в Словакии.

— Какие премьеры готовятся в «Диком театре» в этом сезоне?

Мы все делаем, «не так, как у людей», поэтому сезон не закрывали. И пока все были в летнем отпуске, мы выпустили три премьеры: спектакль-променад в зоопарке, спектакль о мужчине "Виталик" и спектакль-концерт о группе Джой Дивижн. Поэтому сейчас у нас передышка. Есть договоренности с несколькими режиссерами — все это будут крайне важные и современные тексты.

— Какими вы видите перспективы развития культурной, в частности театральной, жизни в Украине теперь, в период жесткого экономического кризиса и военных действий?

Театр не может не замечать и не понимать, что происходит в стране. Поэтому экономические перепады должны научить театр существовать как бизнес, как производство. Многие государственные театры, которые получают дотации, чувствуют себя расслабленно, тогда как мы, работающие в независимом секторе, ценим каждую минутку, каждого человека, каждую гривну. Мы оптимизируем процессы, ищем новые пути контакта со зрителем, новые модели организации. Поскольку традиционно считают, что культуру можно урезать в бюджетах, я думаю, мы в перспективе сможем давать гостеатрам платные мастер-классы по выживанию. Я шучу.

Какие перспективы? Просто скажу: они есть, ведь у нас много талантливых людей, которые пока не собираются эмигрировать, а значит, будущее есть.

— Возможно, культурные мероприятия — это теперь едва ли не единственная отдушина для массового зрителя, дающая возможность людям отвлечься от насущных проблем, соприкоснуться с миром вечных ценностей... Должно ли государство поддерживать частные инициативы, создавать и развивать грантовые системы поощрения деятелей культуры?

Мы недавно провели исследование, и оказалось, что только в Киеве независимых частных театров в 4 раза больше, чем государственных. А это значит, что зрителям они нужны. Иначе бы мы/они не выжили. Государство обязано обеспечивать своих налогоплательщиков не только дорогами и уборкой дворов, но и культурой, заботиться о духовности. Отсюда вопрос: если частные инициативы популярны и выполняют функцию, необходимую государству, почему государство не поддерживает такие инициативы?

Мой ответ: да, должно. И я надеюсь, что скоро этот процесс начнется. В противном случае... Ведь нас в 4 раза больше и мы знаем, как делается революция.

Справка. Ярослава Кравченко, продюсер, основательница "Дикого театра". По образованию — театральный критик. Работала завлитом в Молодом театре, потом ушла в журналистику и пиар, в 2014-м возглавила пресс-службу театра им. И. Франко. В 2016-м организовала "Дикий театр", ушла из театра им. И. Франко. В 2017-м выступила сооснователем Центра независимого театра «Сцена 6».

*Анна Лобановская — искусствовед, писательница, журналист, член НСХУ, член НСТДУ.

Тэги: Ярослава Кравченко, Дикий театр

Комментарии

Выбор редакции
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Сумской ОВА назвали опасность для региона
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Киеве на ходу загорелся автобус
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
В Кыргызстане грузовик с мороженым врезался в толпу детей
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Клуб Винкс (2025): трейлер и дата выхода мультика
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
В Китае обрушилась скоростная автомагистраль – погибло немало людей
Над Украиной пролетел яркий метеор – появилось видео
Над Украиной пролетел яркий метеор – появилось видео
Рязанский НПЗ атаковали неизвестные беспилотники
Рязанский НПЗ атаковали неизвестные беспилотники
Появилось видео, как в Лондоне мужчина с самурайским мечом напал на людей
Появилось видео, как в Лондоне мужчина с самурайским мечом напал на людей
В Колумбии разбился вертолет с десантниками – видео с места крушения
В Колумбии разбился вертолет с десантниками – видео с места крушения
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?