21 июля на Одесском кинофестивале состоится премьера одного из самых парадоксальных, провокационных, нахальных и новаторских фильмов года — «Квадрата» Рубена Эстлунда («Форс-мажор», «Игра»). В мае лента завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. А 21 сентября картина выйдет в прокат.
«Квадрат» рассказывает о кураторе музея современного искусства по имени Кристиан. Как-то раз у него крадут мобильный телефон и кошелёк. При помощи специального приложения он узнаёт, что преступник находится в бедном районе Стокгольма. Там он разбрасывает по почтовым ящикам распечатанное предупреждение: «Я знаю, что ты украл мой телефон и кошелёк». И называет место, куда необходимо вернуть вещи. Кристиан не особо надеется на успех этого мероприятия. Сразу после этого в его жизни начнётся настоящий переполох.
Критики называют эту картину беспощадным анализом современной Европы и масштабным высказыванием о европейском обществе.
В эксклюзивном интервью «Фразе» (и, пожалуй, первом русскоязычном интервью об этом фильме) Рубен Эстлунд рассказывает о том, что современному обществу необходимо отыскать гармонию между порядком и хаосом. А современному человеку — между интеллектом и инстинктами. Что Майдан — абсолютно необходимое явление в любом гражданском обществе. А современное искусство зачастую оборачивается полнейшей пустотой.
В ваших фильмах важную роль играют мобильные телефоны. В «Форс-мажоре» главный герой, спасаясь от лавины, предпочёл схватить свой iPhone, а не детей и супругу — и с этого начался главный конфликт фильма. С мобильного телефона (его кражи) начинает закручиваться пружина сюжета и в «Квадрате». Также вокруг воровства мобильных строится авантюрный промысел и главных героев вашей ленты «Игра». Жизнь современного человека вы не можете представить без мобильных телефонов? Они стали неотъемлемой частью сознания?
Я не пытался придать мобильным телефонам какую-то особую роль. Когда я работал над каждым из этих сценариев, то думал прежде всего о том, чтобы сюжет получился увлекательным и реалистичным. Но о роли мобильных телефонов в жизни современного человека можно долго говорить.
Сюжет вашей новой картины вращается вокруг инсталляции «Квадрат», которая находится в музее современного искусства. Она выложена из брусчатки, и на ней белой краской начерчен квадрат. Кто автор этой работы?
Я создал её вместе со своим другом. Как-то раз я увидел драку двух молодых людей на площади в центре города. Рядом было много взрослых, которые, однако, не вмешивались в этот инцидент. Они не пытались их разнять. Эта сцена есть в фильме. И при помощи такой инсталляции я хотел очертить пространство общественной ответственности. Это символ того, что все мы находимся на единой территории. И каждый из нас несёт ответственность за порядок на ней. Работая над этой инсталляцией, я пытался побороть в себе «эффект безразличия к окружающим».
Вы сняли фильм и вместе с тем создали произведение современного искусства. Как вы считаете: художнику лучше работать одновременно в нескольких направлениях (кино, фото, живопись, инсталляция и т. д.) или же, концентрируясь только на одном жанре, он может достичь более высоких результатов?
В моём случае работа над этой инсталляцией стала важной частью создания фильма. Инсталляция помогла лучше сформулировать замысел. Очертить символ современного общества. Думаю, что любому художнику стоит работать в любом жанре и сфере, которая его вдохновляет. Лично для меня, например, бесконечным источником вдохновения является театр.
В «Квадрате» вы использовали язык современного искусства, чтобы высказаться об ответственности в обществе. А какова роль современного искусства в обществе?
Это очень интересный и непростой вопрос. Роль и функция искусства постоянно меняется. Работая над «Квадратом», я объехал много музеев современного искусства. И зачастую я видел одно и то же: какие-то случайные предметы разбросаны по всему залу. Эти инсталляции не открывали для меня ничего нового. Многое в них оставляет в полнейшем недоумении: что это и к чему оно? И в своём фильме я поднимаю эту проблему: люди так активно занимаются современным искусством лишь по инерции или же они действительно продуцируют новые идеи? Увы, на этот вопрос зачастую тяжело ответить.
Один из вариантов перевода оригинального названия вашего фильма «Square» на украинском звучит как «Майдан». Пожалуй, центральная идея и вашей картины, и нашего «Майдана» — гражданская ответственность. И в вашей инсталляции из фильма, и на нашей революции особую роль играла брусчатка. Наша революция стала выплеском энергии целого общества. Обернулось это весьма неоднозначно и очень драматично. Но для общества в целом это было очень важное мероприятие.
Это интересная аналогия. В Древней Греции существовало такое понятие, как Агора, — центральная площадь, на которой торжествуют законы демократии. Люди собирались в таких местах, чтобы обсудить, как организовать общество. Подобный Майдан необходим каждому обществу в каждой стране. Европе — уж точно.
В вашей новой картине акцентируется внимание на конфликте порядка и хаоса. Как современному человеку легче отыскать счастье: при помощи инстинкта или интеллекта?
Не думаю, что человек может стать счастливым, руководствуясь лишь инстинктами или исключительно интеллектом. Вопрос в гармонии. Наша культура зачастую сдерживает инстинкты. И вместе с тем всячески провоцирует развитие интеллекта. Но всё должно быть уравновешено в мировоззрении и поведении человека.
Вы отслеживаете примеры того, как произведения искусства влияют на поведение людей. Например, насмотревшись «Криминального чтива» Тарантино, итальянские мафиози начали стрелять из пистолета боком. Это абсолютно неудобно, и к тому же таким образом не удаётся нормально прицелиться, так что пули разлетаются в разные стороны, не попадая в цель. Но молодым парням из криминального мира хотелось быть похожими на культовых персонажей из голливудского фильма. А встречали ли вы случаи, когда люди начинали вести себя по-другому после просмотра ваших фильмов?
Друзья достаточно часто рассказывают мне, что встречают в обычной жизни примеры того, как люди поступают таким же образом, как в моих фильмах. Кино, конечно, очень часто задаёт модель поведения человека в обычной жизни. Как и любое искусство, фильмы являются зеркалом поведения большинства людей.
Нередко в прессе вас называют «одним из главных провокаторов европейского кино». Что для вас является провокацией?
Это когда художник создаёт нечто неожиданное или же показывает очевидное неожиданным образом. Провокация — это всё, что требует дискуссии. То, что не имеет однозначного объяснения. То, что заставляет остановиться и ещё раз переосмыслить увиденное.