Насколько в действительности для украинцев важен безвизовый режим с Евросоюзом? Почему крымские татары против визового режима с Россией? Какая точка зрения в отношении Донбасса объединяет Украину? Чего опасаются многие украинцы, не поддерживая куплю-продажу земли?
На вопросы «Фразы» отвечает Александр Шульга, доктор социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии Национальной академии наук Украины.
По данным фонда «Демократические инициативы», почти 40% украинцев считают важным для себя введение безвизового режима с Европейским Союзом. При этом 35% ничего не знают о новых правилах въезда в страны Шенгенской зоны, а 15% полагают, что безвиз даёт право на трудоустройство в Евросоюзе. О чём говорят эти показатели?
Здесь ещё нужно смотреть на динамику. В 2015 году власть обещала, что безвизовый режим с ЕС вот-вот будет введён, на этом строилась масштабная пиар-кампания, назывались одни даты, потом другие, нагнеталась истерия. На фоне неулучшающейся экономической ситуации тема безвиза начала вызывать у людей раздражение. Если в течение 2016 года большинство украинцев говорили, что безвизовый режим с Европейским Союзом для них важен, то к концу года их мнение изменилось.
То, что у нас 35% ничего не знают о правилах въезда в страны Шенгенской зоны, а 15% считают, что они позволяют трудоустроиться в Евросоюзе, говорит о следующем: безвиз у нас абсолютизируется и воспринимается как эрзац-вступление в ЕС.
Но главное другое: менее 10% имеют биометрические паспорта, а 40% говорят, что у них нет возможности съездить за рубеж. У многих не хватает средств отдохнуть даже в пределах Украины, не говоря уже о Европе.
И, разумеется, если мы задаём вопрос респондентам, какие проблемы волнуют их в первую очередь, то новые правила въезда в ЕС будут внизу списка. Украинцев заботят прежде всего насущные материальные вопросы — зарплаты, пенсии, коммуналка, цены на продукты и прочее. Так было всегда, а с 2014 года добавилась война.
50% граждан Украины против визового режима с Россией, столько же было в начале года. В то же время за последние месяцы стало больше тех, кто это поддерживает: в феврале было 32%, в мае уже 38%. Как вы считаете, если этот процент будет и дальше расти, решится ли власть ввести визовый режим с РФ?
32-38% — это плавающий показатель. На сегодняшний день общественное мнение по данному вопросу разделено. Здесь нужно учитывать ряд факторов. В Россию продолжает ездить множество наших "заробитчан". Кроме того, как быть с крымчанами, которые были вынуждены получить российское гражданство? Я общался на эту тему с крымскими татарами и другими жителями полуострова — они категорически против визового режима.
На мой взгляд, определяющую роль в данном случае будет играть политическая конъюнктура. Все плюсы и минусы известны. А социологические показатели, думаю, будут иметь косвенное значение и использоваться как прикрытие для того или иного решения.
Исследование группы «Рейтинг» показывает: 40% украинцев поддерживают блокаду неподконтрольной территории, 43% — против. При этом 44%, согласно данным Центра Разумкова, выступают за признание захваченных районов оккупированными и их изоляцию, пока над ними не будет восстановлен украинский контроль. Как вы прокомментируете эти цифры?
По поводу проблемы Донбасса общественное мнение также расколото. 44% — это не подавляющее большинство. К слову, военный сценарий освобождения неподконтрольной территории поддерживают 15%. Интересный факт: когда мы задаём вопрос респондентам, готовы ли они лично идти воевать и освобождать, положительный ответ дают лишь 5%. Понятно, что военнослужащие подчиняются приказам и будут их исполнять, в то же время у гражданского населения воинственного настроя практически нет.
Дискурс власти, который заключается в том, что конфликт должен быть решен мирным способом, находит полную поддержку у большинства украинцев. По другим вопросам, связанным с Донбассом, единой точки зрения нет. Поэтому, поднимая тему блокады и статуса захваченных районов, политики могут апеллировать к той или иной части общественного мнения.
У нас есть Минские соглашения и Нормандская четвёрка. Когда мы задаём людям вопрос, считают ли они эффективными эти форматы, большинство или вообще не понимает, о чём речь, или даёт негативные оценки. Поскольку ежедневно нам рассказывают в новостях об очередных обстрелах, жертвах, заложниках и разрушениях. Это тянется уже более трёх лет. Так или иначе власть будет вынуждена принимать какие-то меры.
Конкретные законодательные и дипломатические инициативы, очевидно, будут усиливаться по мере приближения к выборам.
Каждый десятый украинец поддерживает куплю-продажу земли, четверть считает, что для этого пока нет условий, а подавляющее большинство утверждает, что главное достояние страны не может быть товаром. Чего здесь больше, на Ваш взгляд, — предрассудков, основанных на сакральном отношении к земле, или же реалистичного взгляда на возможные риски?
Как правило, у нас не менее 60% против купли-продажи земли, за — не более 20%. Украинцы помнят, как за бесценок покупались крупные предприятия и алчно эксплуатировались группой людей, которых стали называть олигархами. Поэтому многие у нас опасаются, что аналогичная история может повториться и с землёй. Мол, местные князьки, которым закон будет не писан, подожмут всё под себя и станут новыми панами.
При неправовом государстве и хищнических аппетитах власть имущих большинство населения не будет поддерживать куплю-продажу земли. И пока не видно предпосылок, чтобы нынешние условия изменились в лучшую сторону. Разумеется, популисты во главе с Тимошенко будут кричать, что они вместе с народом и не позволят торговать землёй, но и без их голосов украинцы традиционно против этого. И, надо отметить, небезосновательно.