Сезар Хорхе Хименес (имя частично изменено) в прошлом — сотрудник аппарата Организации Американских Государств (OAS), уроженец Венесуэлы, ныне политический эмигрант в одной из стран ЕС, вынужденный покинуть родину в прошлом году в связи с организованными квазилегитимным правительством республики брутальными нападениями на политических оппонентов. С Сезаром автор этих строк познакомился довольно давно, во время краткой стажировки в вашингтонском офисе ОАС во второй половине 2000-х годов, и это знакомство всегда давало возможность обмениваться мнениями по вопросам политических процессов в Латинской Америке. 26 апреля этого года Боливарианская Республика Венесуэла официально заявила о своем желании покинуть ОАС. Это заявление было сделано на фоне вялотекущей экономической и гуманитарной катастрофы, а также нарастающей «герильи» (уличной войны) в Каракасе и других городах страны.
Сезар, почему тебе пришлось уехать из Венесуэлы? Ведь не так давно на выборах в парламент победила оппозиция...
К сожалению, именно это и послужило толчком для того, чтобы президент Мадуро и его правительство окончательно «съехали с рельсов». Ведь они руководят вертикально интегрированной партийной организацией «чавистов» и профсоюзами. И они до последнего не верили в свое поражение.
Обе вертикали, тем не менее, мобилизируют боевиков для расправ с оппонентами. Фактически в Венесуэле уже несколько месяцев продолжается гражданская война — на фоне голода, развала всех бюджетных систем.
Такого, по-моему, даже исторически никогда не было — до 80-х у нас периоды диктатур сменялись периодами демократии, и даже Уго Чавеса нельзя было назвать диктатором (как бы ни хотелось это кому-либо сделать с политической точки зрения). Но с Николасом Мадуро все не так.
Недавно исполнилось четыре года с тех пор, как он стал президентом, но значительная часть народа считает, что он победил нечестно, при помощи фальсификаций с регистрацией избирателей и разных форм мелкого, но массового подкупа. Разница в голосах между Мадуро, объявленным «наследником» Чавеса, и лидером правоцентристской оппозиции Энрике Каприлесом составила менее процента, и Каприлес не признал этот результат. Поэтому Мадуро и считается президентом с сомнительной легитимностью.
Ну а после бесконечных провалов в экономике, краха цен на нефть, взрыва гиперинфляции и поражения его партии на парламентских выборах он совсем озверел — стал натравливать своих сторонников на оппозицию. Мне пришлось уехать. Я не просил политического убежища, потому что верю, что Мадуро, который превратился в узурпатора, пытаясь подчинить себе судебную систему и государственные финансы, скоро конец.
Насколько я понимаю, в Венесуэле идет настоящая гражданская война. Или сформулирую по-другому: почему режим Мадуро до сих пор держится?
За годы правления Чавеса и Мадуро выстроены вертикали специфических профсоюзов и других похожих организаций — ассоциаций, околопартийных институтов. Во многом так же, как это происходило в Италии времен Муссолини, или в Аргентине времен Перрона. В них вовлечено много народу, в основном из низов, естественно, но не только — туда входит и интеллигенция левых взглядов. Сначала в этой системе не было ничего угрожающего. Но потом ее начали использовать в качестве мобилизационного инструмента для выборов. По этим вертикалям распространялись субсидии, разнообразная помощь по «классовому признаку».
Когда нефть стоила дорого, это были существенные средства. Многие уверены, что с помощью этой системы Мадуро «победил» на последних президентских выборах. Теперь эти вертикали ломаются, но все еще существуют. Кроме того, казалось, что левому экстремизму в Латинской Америке приходит конец, но Обама разблокировал Кубу, а недавно на выборах в Эквадоре победил социалист. Это немного воодушевило Мадуро и его окружение. Как и победа Трампа, который, вроде бы, склонен к изоляционизму, и ничего, кроме Мексики, его в Латинской Америке не интересует.
Кроме того, Венесуэла — страна пестрая, в том числе и в аспекте доходов. Так, штат Миранда, второй по численности населения, которым руководит преимущественно признанный всеми античавистскими силами лидер оппозиции Энрике Каприлес Радонски — богатый штат, с крупной прослойкой среднего класса. А штат Баринас, родной штат покойного Чавеса, как был беден, так им и остается. Недавно там произошли погромы и ситуация скатилась к хаосу, массовому насилию.
Стоит отдать Чавесу должное: часть нефтяных денег была потрачена им на создание развитой системы здравоохранения по кубинскому образцу. Но теперь она осталась почти без лекарств...Видимо, часть граждан все еще надеется на то, что процветание вернется. Нельзя их за это винить, но, цепляясь за иллюзии, они помогают продолжать агонию республики.
На твой взгляд, почему ситуация деградировала до такой степени?
Потому что Мадуро недалек и упрям, а его партийная элита (это, впрочем, началось при Чавесе, но харизма вождя затмевала такие разговоры) коррумпирована до такой степени, что ей нечего терять. Но ему не удается изнасиловать законно избранный парламент, хотя он и так пробовал, и этак. Теперь пытается создать в обход парламента конституционную ассамблею — и это среди пожарищ — чтобы та провозгласила его диктатором.
Разумеется, от этого лучше не станет.
Столкновения и сейчас интенсифицируются, дошло до сноса памятника Чавесу. Но чависты приклеились к власти, сказать им нечего, даже, как обычно, иностранных злопыхателей обвинять не в чем. Валютные резервы растрачены, вся надежда властей на дезорганизацию оппозиции, на полицию и армию. Сколько это еще продлится, сказать сложно. Оппозиция избегает массового кровопролития, а власть, наоборот, его провоцирует. В итоге раскручивается спираль насилия, ввергая страну во все больший хаос.
Можно ли говорить о влиянии других стран на этот кризис? Глобальных игроков, соседей?
Обама в свое время подал руку Чавесу. Чем отчасти поставил его... как бы вровень с собой. Правда, тогда все-таки уже начинался закат правления Чавеса. Опять-таки повторю: Чавес был законно избран, смирился с тем, что народ не намерен был продолжить ему президентский срок, как раньше. А потом его добила болезнь. Идиотские мифы распространяли, будто его американцы заразили. Американцы пытались его сбросить в начале 2000-х, это правда. Но с тех пор смирились с его существованием.
Обама, как я сказал, пытался мирно сосуществовать с левыми в Латинской Америке, хотя он-то левый без националистических и антиглобалистских позиций, а они немного другие левые -- такие себе троцкисты скорее, с уклоном в антиколониализм. Впрочем, Бог с ним, с Обамой. Трамп пока не занимался Южной Америкой всерьез. Если бы первым замгоссекретаря в США стал старый глобалист и неокон Эллиот Абрамс, Мадуро бы не поздоровилось — это мое мнение. Но он раньше выступал против Трампа, так что эта должность и сегодня не занята. Теперь глобальным игрокам, по большому счету, плевать на Венесуэлу, разве что Ватикан пытается всех помирить. Но мириться Мадуро не желает, а Россия, в меру своих возможностей, помогает ему. Вот недавно выяснилось, что у режима есть тысячи устаревших русских ракет, правда, с кем они будут с их помощью воевать, «науке не известно», у демонстрантов авиация отсутствует. Теперь везут нам пшеницу. Правда, сеять некому, да и когда еще она сюда придет. Те же русские при этом арестовали наш танкерный флот. Имеют право. Да и в целом их интересы здесь очень обширны — у ВПК и энергосектора. Правда, это было до кризиса. А он длится третий год. Миллиарды могли и сгореть.
Китай присматривается ко всему континенту в целом, но обнищавшая Венесуэла ему пока не очень интересна. Соседям огромное спасибо, ведь,
несмотря на агрессивность Венесуэлы (не так давно Мадуро намеревался затеять локальную войну за нефтеносные территории), они спасают нас от голода. Ежедневно толпы стоят на пограничных КПП, выходя в другие страны за едой — дожились. Ограблением этих «челноков» держится, видимо, на ногах и армия.
И все же (отдельно) заметна ли хоть какая-то роль США в событиях?
Никакой, к сожалению. Иначе наши «титушки» так не зверствовали бы. Мадуро пытался восстановить отношения, но с ним мало кому приятно общаться даже просто так — он похож на карикатурного латиноамериканского диктатора из девятнадцатого века: эти усы, орденские ленты...
Посмешище! Обама так вообще с ним ни в какие игры не играл, поскольку легитимность Мадуро подмочена.
Что-то начало наклевываться после победы оппозиции на выборах. Но прошло совсем мало времени, и вот в Белом доме такой диковинный президент. Причем коммунистов он точно не переносит. Официальный Каракас продолжил деструктивную линию, но в чем именно обвинить Трампа, придумать не может. Разве что в том, что ему не нравится эмансипация Обамой Кубы. Но это как-то натянуто. Даже для Венесуэлы. Или особенно для Венесуэлы, поскольку большинство уже несколько месяцев не верит Мадуро, чтобы тот ни говорил.
Не могу не спросить о желто-голубом знамени, которые многие видели на фото из бастующего Каракаса...
Ну, конечно, это знамя левой партии «Радикальная альтернатива», они постоянно попадают в кадр. Но есть два обстоятельства. Первое: эти цвета и на флаге Венесуэлы. Второе: несомненно, молодежные активисты разных политических направлений с большим уважением относятся к украинскому опыту городской революции, при том, что Янукович явно не был коммунистом и экономическая ситуация в Украине отнюдь не была так плоха. Так что почему бы здесь и не быть украинским символам? Это напоминание президенту Мадуро, что сколько веревочке ни виться, а конец будет тот же самый.
Он почему-то надеется усидеть до ноябрьских региональных выборов — может быть, сказываются безразличие официального Вашингтона или небольшой рост цен на нефть. Ваш Янукович, наверное, тоже думал, что все рассосется и он спокойно выиграет второй срок. Так и этот... Но все слишком далеко зашло: около полусотни только тех погибших, о которых мы знаем. В штате Баринас на днях толпа подожгла то ли «титушку», то ли грабителя, но, к его счастью, он вроде бы выжил...Какие тут уже выборы!
Баррикады у вас строили сначала какие-то неустойчивые, теперь строят новые, «гаримба»?
Да, ведь происходит... в теории это называется революционное творчество масс. «Гаримба» может выдержать удар полицейского броневика, но вряд ли танка, конечно.
И в самом деле, параллелей с Майданом много. Лидеры оппозиции призывают к ненасильственному сопротивлению, но жертв и разрушений все больше. Почему?
Они и должны так делать, чтобы выглядеть цивилизованно. Это перетягивание каната, естественно. Обвинения, оправдания, переговоры, потом вновь момент, когда надо поднажать. Всем ясно, что Мадуро не желает уходить, а мечтает об авторитарном правлении, и уже немало разной узурпации совершил. Часть протеста дезорганизована, в стране голод и время от времени происходят погромы и расправы. Венесуэла — большая страна, это не один Каракас, а какого-то единого командования у оппозиции нет, она же пытается оставаться в правовом поле. Более мелкие радикальные группы действуют на свой страх и риск и, конечно, не всегда адекватно, потому что люди доведены до отчаяния. Но часть граждан это отчаяние парализует, а часть — мобилизует. Победа будет за теми, кто действует. Пока все еще равновесие. А значит, насилия будет больше и разрушений тоже, как ни печально об этом говорить.
Что будет после смены власти? Венесуэлу за всю ее историю не раз шатало от демократии к диктатуре...
Это очень долгие периоды. Все-таки нашей демократии около двух веков, мы были основаны как демократическое государство. Режимы сменялись, Венесуэла была богатой и при либеральных правлениях и развивающемся капитализме. Социалисты, перонисты — все они сменяли друг друга. Если бы Мадуро честно проиграл выборы и ушел, сегодня был бы уважаемым политиком. Но он и партия решили действовать контрциклично, продолжить свое правление. А тут и нефтяной кризис, и все прочее... Да и не обладая харизмой Чавеса, ему трудно принудить людей голодать за довольно-таки обветшалые идеи.
И последнее. Изменится ли внешняя политика страны?
После смены власти? Разумеется! Мы же со всеми разругались, кроме Кубы, Ирана, Боливии, где догнивает президентство Эво Моралеса. Пожалуй, больше никого и не осталось. Между тем Колумбия ведет переговоры о безвизовом режиме и свободной торговле с ЕС. Чили — это другая планета, как и Коста-Рика. Бразилия далеко вырывается вперед, несмотря на нынешние неурядицы. Уругвай богат и довольно развит. Мы останемся на обочине, если не вернемся к нормальным международным отношениям и не перестанем экспортировать только нефть, уничтожив весь заметный частный бизнес. А как сложатся отношения с нынешними США, никому неизвестно. Но в Северной Америке есть теперь и другой лидер — Канада... Для Венесуэлы же главное — просто вернуться в систему международных отношений.