Что в ближайшее время ждет Украину? Можно ли было избежать кризиса и почему это не произошло? Как долго украинцы будут жить на грани нищеты и что в конце концов должна сделать власть, чтобы изменить ситуацию? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью «Фразе» рассказала общественно-политический деятель, профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, народный депутат Украины I созыва Лариса Скорик.
Лариса Павловна, два года назад, в феврале 2014 года, в одном из наших интервью вы сказали очень интересную фразу: «Устроить такой шабаш в центре Киева и в других городах… Я как абсолютный государственник, никогда не бывшая ни в одной коммунистической структуре, хочу сказать, что так поиздеваться над Украиной могут только ее враги».
Да, все именно так и случилось. Все, что происходило в конце 2013 года и в 2014 году, было очень похоже на то, что с Украиной «работают» ее враги. Не власть (конституционная) устраивала все это, вы прекрасно знаете. Та власть, которая существовала на тот момент, была дезориентирована и поставлена в такие условия, когда от нее требовали немедленно уйти. На тот момент у нас было уже безвластие.
Майдан – это не власть. То, что тогда творилось, совершали люди, которые сами назвали себя «майданной властью», они этот шабаш и делали.
Лариса Павловна, как бы вы сейчас оценили действия нынешней власти?
Все происходящее я оцениваю весьма и весьма плачевно. Ничего, кроме грусти и ощущения безысходности, у меня эта ситуация не вызывает. Я была искренне заинтересована в создании украинского государства, если вы помните мою деятельность в первой Верховной Раде. Именно по моей инициативе после выборов весной 1990 года на заседании так называемой рабочей группы депутатов нового созыва было включено в повестку дня принятие «Декларации о государственном суверенитете» тогда еще Украинской ССР. Уже начался т. н. парад суверенитетов, а моя политическая интуиция не позволяла мне доверять радостно-инфантильному нигилисту и любимцу Маргарет Тэтчер и Буша-отца -- Михаилу Горбачеву. Что через пару месяцев они же – Тэтчер и Буш -- подтвердили, выступая в украинском парламенте после особо дружественного визита в Москву с пламенными спичами, устрашая нас ужасами «сепаратизма» в случае отделения от горбачевского Центра. Это окончательно убедило меня, что следует отделяться и попытаться наладить самостоятельную государственную жизнь в весьма перспективной, развитой на тот момент и крупной республике, являющейся, к тому же, членом ООН. Я искренне надеялась, что у нас найдутся ответственные люди высокого образца для создания украинского государства и это государство будет достойным.
Это было мое единственное желание. Я не хотела жить в политике, менять на нее мое творческое призвание. Я лишь хотела, чтобы Украина состоялась как цивилизованное культурное государство в мировом сообществе. Увы…
Тогда в чем главная ошибка? Почему произошло то, что произошло?
Все, что происходило потом, особенно в 2013-2014 годах, да и происходит до сих пор, – это политика деятелей, которые на самом деле не являются тем, что ошибочно считают украинской властью. Это люди, которые эту власть вырвали с кровью для того, чтобы Украину привести не в состояние государства, а в состояние территории своего бизнеса. Для меня это было ясно с самого начала. Народ, который почти 8 столетий не имел опыта самостоятельного государственного строительства, получил такую возможность в 1991 году. Если помните, тогда вместо закатившейся звезды Горбачева в Москве и на Западе вовсю разжигали новую «супердемократическую» звезду преданного друга Клинтона – Ельцина… Для меня было очевидно, что с отделением надо спешить. Такая возможность явственно появилась после ГКЧП, и можно было ею с умом распорядиться, если бы эту страну -- Украину -- как внутри, так и за ее пределами действительно хотели видеть государством. Но в итоге оказалось, что народ дважды (!) уверовал тем, кто призывал строить государство при помощи митингов и переворотов.
А это возможно?
Разумеется, нет. Это было ясно и в 2004 году. Я тогда прекрасно понимала, что ничем хорошим это не закончится, но тогда я еще видела какой-то выход, потому что ситуация не была так уж сильно запущена.
А уже в этот раз то, что происходит, и то, что может произойти, сокрыто в тумане чудовищных хитросплетений. Это первый раз, когда я не вижу выхода.
Почему?
Да потому, что ситуация зашла слишком далеко. Все слишком запущено -- с первых оборотов маховика, раскрученного теми, кто никогда не собирался видеть в Украине государство, а исключительно территорию собственных геополитических и экономических интересов, что мы, кстати, сегодня и наблюдаем. Это четко демонстрируют многие события, уже который год происходящие в этой несчастной стране.
Как вы думаете, до какого же предела народ будет терпеть и где та грань, за которой народное терпение лопнет? Да и лопнет ли оно? Я говорю сейчас о сумасшедших тарифах, об отопительном сезоне, о страшных платежках и так далее.
На самом деле это все уже мелкие боязни. Надо было бояться потерять страну. Этого не побоялись. Не уничтожается коррупция, не делается страна лучше, не строится в пылу революций, а исключительно тяжелым и жертвенным трудом, последовательным, ответственным и ежедневным.
Самое страшное, что те, кто сегодня отобраны в так называемую власть в Украине, – это удивительные непрофессионалы. Наверное, это было сделано специально, по крайней мере, я так думаю. Если нужна территория интересов, значит, нужно, чтобы соблюдались твои интересы в этом деле. А кто может это выполнять? В первую очередь -- люди, у которых нет собственного мнения, нет собственной воли и желания, но зато у них есть желание выполнять чей-то приказ за щедрое вознаграждение.
Вот так у нас и происходит. Народ боится тарифов, но это уже следствие. Это очередное резко негативное следствие всего, что происходило в Украине в последние годы.
И как выйти из этой ситуации?
Я не знаю. Я действительно не знаю, как выйти из ситуации с тарифами, как выйти из ситуации с развалом образования, как выйти из этого нищенского существования пенсионеров, которым приказывают выживать за счет пенсии, каковая гораздо ниже даже убогого украинского прожиточного минимума. Это печально. Это как же надо не любить эту страну, эту землю и этот народ, чтобы все пришло к такому состоянию! Мне невероятно больно, ведь я положила очень много душевных и физических сил ради того, чтобы провозгласить эту страну и доказать себе и другим, что мы способны. Оказалось, что нет, не способны. Оказалось, что нас можно увести какими-то странными приманками, какими-то безвизовыми режимами и тому подобное, куда угодно. И самое страшное, что нас можно повести на братоубийственные войны.
Я вижу наше ближайшее будущее в густейшей мгле. Отдаленное будущее почти не прослеживается.
Почему?
Потому что я прекрасно понимаю, как могло бы быть, если бы этой страной руководили умные люди. Все было бы по-другому, был бы проведен настоящий отбор из самых лучших профессионалов во всех областях.
Вы только посмотрите, кто у нас сегодня чиновники, которые, например, вершат судьбы образования? Сегодня спускают циркуляры, в которых от преподавателей требуется не проявлять научные амбиции, а ориентироваться на самого слабого студента, на троечника, у которого потолок - это 60 баллов. Тогда, простите, а кого мы будем готовить? Все гораздо печальнее, чем кажется на первый взгляд.
Лариса Павловна, чем для вас был Майдан?
Это очень тяжело, это такое безумное несчастье, все, что происходило тогда. Я просила, увещевала: «Слушайте, уже ведь договорились, в 2014 году будут досрочные президентские выборы, выберете, кого хотите, хоть Ляшко, хоть кого угодно, но только не будите в огне страну к вражде и ненависти, потому что я знаю, что потом будет». Я же не первый день в политике, я прекрасно понимала, что «пищало в траве». Давно уже понимала. Когда-то была «Украина без Кучмы», потом стала «Украина без Януковича». Мне было и грустно, и сомнительно поверить в неполитическую подоплеку убийства журналиста Шеремета: не прелюдия ли это к новому «Украина без кого-то», кто уже не слишком хорош для кураторов и кукловодов?
Как вы полагаете, когда начались военные действия, нужно было вводить военное положение или нет?
А зачем вообще их нужно было начинать? Разве нельзя было тогда послушать, чего хотят люди, и попытаться с ними договориться? Разве можно в собственном доме устраивать бойню? Да нет таких случаев, при которых нельзя договориться, если есть желание. Но если такого желания нет, тогда, разумеется, никто ни с кем не договаривается, тогда просто убивают.
Если враждующие страны приходят к мирным договоренностям, то что говорить о нас, когда внутри страны не было, в принципе, никакой потребности в военных действиях. В чем была проблема? Хотели децентрализации? Да ради Бога, договоритесь о ее правилах. Хотели прав для второго языка, которым пользовались поколения? Да ради Бога, количество языков не помеха – лишь бы достаточное количество ума было в наличии.
Политикам, которые у власти, нужна мудрость, а мудрость – это разум плюс совесть. А если нет ни того, ни другого, то о какой мудрости можно говорить? Какие рецепты готовить и какие лекарства принимать теперь?
Все слишком далеко зашло. Это как болезнь, которая уже практически не лечится, и либо больной чудом сам выздоровеет, либо его просто не будет.
И какая альтернатива?
Альтернатива могла бы быть только одна – договариваться. Но кто и с кем будет договариваться? Уже Европа просит Украину об этом, но в Украине – полный раздрай. Зато у нас зашкаливает количество «патриотов», а вы покажите хоть одного профессионала в несметных эшелонах власти, понимающего, что такое оборонка, правоохранительная система, что такое развитие науки, промышленности, что такое развитие аграрного сектора, что такое современная финансовая политика и т. д., и т. п . Боюсь, не найдете. У нас какие-то варяги непонятные, они приходят, уходят, одни сменяют других. Мы что, совсем ни на что не способны? Неужели совсем бездарны? Так, может быть, действительно в этом что-то есть и Господь так решил нас наказать, что разума лишил?
Не зря ведь говорят: кода Бог хочет наказать, он отбирает разум. Все зло, и все добро, и весь грех в душе -- нужно быть искренними хотя бы перед самими собой. А все то, что сейчас происходит, весь этот «ура-патриотизм»никогда не сможет заменить профессиональные знания. Никакими криками, лозунгами и речевками нельзя заменить профессионализм. Если человек профессионал, но, не дай Бог, не кричит подобно тому, кто считает себя великим «ура-патриотом», то что нужно сделать с этим человеком? Просто уничтожить. Кому нужны люди, которые что-то знают, умеют и могут?
Перспектива могла бы быть, если бы этот народ не находился все эти три года в совершенно безответственном антиинформационном поле. Та «информация», которую СМИ скидывают в народ, глубочайше безнравственна, а те, кто ее сеют, еще немножечко подзаработают, соберут свои денежки и уедут. Их здесь не будет, здесь останется этот несчастный украинский среднестатистический гражданин, который вообще не знает, что, зачем и почему.
То есть будет очередное бегство вслед за Януковичем?
Да мы его постоянно наблюдаем на всех уровнях. Вы только посмотрите, где те, которые с таким шумом приглашались сюда на высокие должности? Они уже заблаговременно смылись. Кое-кто, так сказать, «собственного производства», типа как наш свежий бывший премьер, где он, что с ним?
Свежий бывший, это вы про Арсения Петровича?
Естественно. Вот где он сейчас?
Но ему пророчат возвращение на политический олимп.
А знаете, почему? Да потому, что он знает, что такое «договорняки», он договорится с любым себе подобным по приказу хозяина и за надлежащую мзду.
Вот и не вижу для нас приемлемого выхода. А хотелось бы, чтобы мир хоть немного встрепенулся и понял, что для него, а особенно для не слишком уж благополучной старой, истерзанной собственными нынешними проблемами Европы, вряд ли обернется добром концентрация майданной нетерпимости, агрессивности и ненависти в еще недавно вполне миролюбивой близлежащей Украине.
Как вы думаете, в Украине возможен очередной Майдан?
У нас же Майданы «происходят», только когда включаются рубильники и даются «бабки»…
Что же касается наших перспектив, то наше будущее сейчас в густой мгле, и, чтобы его разглядеть, нужны сверхмощные прожекторы.
Тогда какое поведение для нашей власти было бы в этой ситуации наиболее разумным?
Власть должна покаяться. Она должна исповедаться в том, что обещала, что не исполнила и что сотворила…
Но ведь такое публичное покаяние подразумевало бы автоматическую отставку, разве нет?
Безусловно. В ситуации Украины это означает признать свои грехи и свою несостоятельность, свое бессилие их исправить. И не приведи Бог набирать во власть уличных, площадных, майданных…