Лидер группы «ВВ» уже около десяти раз появлялся в игровом кино. И практически все его роли в большей или меньшей мере были музыкальными. Но его участие в фильме «Моя русалка, моя Лорелей» стоит особняком. Ведь здесь он выступил как полноценный актёр. Оценить актёрские старания музыканта можно будет с 16 апреля, когда лента выйдет в прокат.
Картина рассказывает о Нюрке, девушке вольных нравов, через постель которой прошёл целый порт. Однажды в душе одного местного подростка расцветает светлое чувство к этой девушке.
В эксклюзивном интервью «Фразе», Олег Скрипка рассказывает о том, как работа над этой картиной началась с недоумения, а окончилась восторгом. О том, каково быть советским милиционером. О скандале Пьера Ришара. О нашем губительном «совковом» прошлом и оптимистическом патриотичном будущем. А также о том, что олигархическая система в Украине всё ещё продолжает держать людей в культурном голоде.
С чего началась ваша работа над лентой «Моя русалка, моя Лорелей»?
Ещё в 2012 году продюсер фильма Валерий Калмыков пригласил меня сыграть в этом фильме. После этого мы встретились с режиссёром Наной Джорджадзе и поговорили от силы минут пять. Зачастую кинорежиссёры — это личности с амбициями и претензиями. Но Нана — ультрадушевный человек.
После этой короткой встречи я ждал дальнейшего обсуждения сценария и репетиций... Но всего этого не последовало. Так что пока я не оказался уже на самой съёмочной площадке, я не знал ни своих реплик, ни подробностей сценария. Конечно, я очень волновался по этому поводу.
Многие, кто снимался у Наны Джорджадзе, испытывали подобное недоумение. Ведь она не даёт читать сценарий перед съёмками.
Более того — она и не готовит актёра к роли. Она хочет от актёра спонтанности и сырых эмоций. Например, когда она начинала работу над фильмом «1001 рецепт влюблённого кулинара» и пригласила на главную роль Пьера Ришара, то он закатил ей истерику из-за того, что она не даёт ему почитать сценарий. Ришар настаивал на полном тексте скрипта, так как он профессиональный актёр и не может работать без подготовки. Но Нана не отступала от своих принципов и объясняла, что никогда не даёт актёрам сценарий накануне съёмок. Так что их сотрудничество началось со скандала. Но в процессе съёмок они подружились, а фильм вышел замечательный. Лишнее тому свидетельство — «1001 рецепт влюблённого кулинара» номинировался на «Оскар».
А лично вам легко работалось без подготовки?
Работалось замечательно! Жаль только, что не удалось передать на экране все те «волшебные фразочки», которых в сценарии было целое множество. Да и вообще сценарий был написан просто прекрасно. Но актёрам приходилось много импровизировать, и в одной из сцен из-за этого возникли сложности. Я так наимпровизировал, что во время монтажа было сложно согласовать между собой отдельные реплики из разных дублей.
У многих ваш экранный и сценический образ ассоциируется с украинскими традициями и этносом. Увидеть вас в образе советского милиционера-романтика было, мягко говоря, неожиданно...
Для меня это тоже было неожиданно.
Так что же вас привлекло в этой роли?
Она в принципе смешная, а я люблю комических персонажей. Он балансирует между юмором и сентиментальностью. При всём своём внешнем негативе этот милиционер — добрый, душевный человек.
Я не любитель советской темы (действие фильма разворачивается в советскую эпоху — А.Ф.). И не сторонник русскоязычного кино в Украине, тем более, сегодня. «Моя русалка, моя Лорелей» — хоть и переносит зрителя в советскую эпоху, но всё же главное в нём — любовь.
По словам Наны Джорджадзе, съёмки этого фильма были для неё всецелым праздником. У вас остались такие же впечатления от съёмок?
Конечно. Во время работы над лентой было много приятных эмоций, которые, уверен, почувствует и сам зритель. Нана — высококлассный профессионал, так что я просто доверился ей, и выполнял всё, о чём она просила.
Музыка в фильме звучит практически непрерывно от первого и до последнего кадра. Как вам музыкальное сопровождение в картине?
Музыку для ленты создал грузинский дуэт «AseaSool». Сыграли они просто прекрасно и с хорошим настроением. Принять участие в создании саундтрека к этой ленте мне не предлагали. Продюсеры прошлогоднего российского блокбастера «Вий» хотели, чтобы я написал музыку для их ленты. Но я отказался, потому что не люблю ужастики.
В своей карьере вы многократно участвовали в российских и российско-украинских шоу, концертах и фильмах. «Моя русалка, моя Лорелей» — также российско-украинская картина. Как вы относитесь к тому, что подобные копродукционные проекты России и Украины в ближайшие годы будут постепенно сходить на «нет»?
Ничего страшного. Постепенно у нас начнут снимать много своих фильмов. А то, что мы отдаляемся от России — только к лучшему. В самом по себе сотрудничестве России и Украины нет ничего плохого. Я даже поддерживаю, чтобы Украина участвовала в международных проектах. Другое дело, что когда мы что-то делаем вместе с нашим северным соседом, то в итоге обязательно ущемляется украинский язык и наши национальные ценности.
Пренебрежение нашим языком приводит к войне. Например, на Донбассе боролись с украинским языком — и теперь там стреляют.
Увы, Россия не прошла этап искупления за своё советское прошлое. В своё время подобное искупление своего прошлого пережила Германия, взяв на себя ответственность за действия гитлеровского правительства. Немцы спустя десятилетия извинились перед всеми народами, которые пострадали от агрессии нацистов, и выплатили контрибуции.
И пока это же не сделает российское правительство — продолжать сотрудничество с ним бессмысленно. Ведь имперские амбиции нашего северного соседа не дают ему покоя, и он в любом совместном проекте будет ущемлять украинскую идентичность.
За последние полтора года влияние российских продюсеров на украинское кино постепенно ослабляется. Да и вообще, украинская киноиндустрия сегодня переживает перезагрузку. В отечественном кино появляется всё больше национальных тем и ценностей. Как вы считаете, чему стоит посвятить эти идейно-независимые фильмы в первую очередь?
Думаю, было бы здорово снять фильм, в котором рассказывалась бы альтернативная история Украины. Например, если бы не было СССР, и наша страна в середине ХХ века была бы буржуазным государством. Увы, в этом жанре наши кинематографисты не работают.
Одна из причин, по которой вы организовали фестиваль «Країна мрій», — стремление создать что-то альтернативное, потому что нет смысла все время только сопротивляться олигархической системе, которая держит людей в культурном голоде. За последние полтора года в Украине многое изменилось. Но людей по-прежнему держат в культурном голоде.
На государственном уровне не изменилось ничего. Культуре, по-прежнему, уделяется крайне мало внимания. За последние полтора года изменились, прежде всего, отдельные личности. Люди стали ответственнее относиться к своей идентичности. Они стали сознательнее и патриотичнее. Именно на таких инициативных личностей, которые пытаются создавать культурные проекты своими силами, сегодня и нужно делать ставку.
В обществе постепенно рождаются уникальные проекты. Причем не благодаря, а вопреки государству. Так, скажем, 18 апреля мы проводим масштабный благотворительный проект «Великі французькі вечорниці». На средства от продажи билетов будут закуплены дорогостоящие хирургические инструменты. Таким образом, каждый купленный билет может спасти жизнь украинского ребенка.
Недавно я был в Швеции. Если ты инициируешь культурный проект в этой стране, то обязательно найдёшь партнёров и сможешь привлечь инвестиции. Если у тебя есть хорошая идея и желание работать — перед тобой сразу открываются все двери.
А в случае с Украиной — наоборот. Всё работало на уничтожение украинской государственности и нашего общества. Поэтому и насаждалось двуязычие, а культура уничтожалась. И этот механизм до сих пор рудиментарно работает. Пока преимущественная часть массмедия в Украине не станут про-украинскими, ничего не изменится. Всё начинается с информационной и культурной политки.
Раньше было сложно, потому что работала машина по уничтожению украинской культуры. А сегодня эта машина, хоть слегка и сбавила обороты, но проще не стало. Ведь в обществе стало меньше денег. И играть коммерческие концерты теперь сложнее. Но я считаю, нужно подождать пару лет, и дела пойдут серьезно вгору, и наша страна расцветет «як квітка».