В интервью «фрАзе» Консультант по экономическим вопросам консалтингового центра Агентства «Радник» Александр Гриневич, в частности, заявил, что «если Россия шантажирует Украину газовыми ценами, то цена за транзит тоже должна быть намного выше».
Александр Степанович, как Вы оцениваете заявление «Газпрома» о том, что для Украины цена на газ может подняться до
В Европе не существует рынка газа. Все газовые контракты и цены в этих контрактах заключаются не отталкиваясь от каких-то рыночных факторов к которым мы привыкли. Если мы говорим о каких-то товарах потребительских, то, конечно же, цена на них устанавливается по результатам спроса и предложения. То есть действуют рыночные факторы. Газовые цены устанавливаются отнюдь не рыночными факторами. Поэтому цена, заявленная Россией, является не рыночной. Эту цену нужно обсуждать в ходе переговоров, и эта цена должна удовлетворять обе стороны. Это первое.
Второе. Украинская позиция по этому конфликту, по-моему, очень разумная. Мне приятно, что руководство страны понимает, что наши отношения с Россией в сфере газа это палка о двух концах. У России есть газ, а у Украины трубопровод, по которому этот газ поступает в Европу. Поэтому цена на российский газ должна быть жестко увязана с ценой транзита. Российская сторона заявляет, что она готова платить Украине европейскую цену за транзит. Но надо понимать, что в Европе цены на транзит газа, с точки зрения политической составляющей, невысокие, потому что цена газа для европейцев и так высока. Если бы еще была высокая цена транзита, то газ бы обходился очень дорого для потребителей поэтому любыми путями в Европе стараются не повышать цену транзита.
Если Россия шантажирует Украину газовыми ценами, то цена за транзит тоже должна быть намного выше. Она должна соответствовать тем ценам, которые выставляются Украине за газ. Обязательно эти две цены за транзит и за газ надо связывать. Ющенко об этом говорил в своих недавних выступлениях. Поэтому я надеюсь, что Украине удастся отстоять эту позицию. Ни в коем случае не подписывать сначала договор о цене на транзит, а потом уж договор о цене на покупку газа. Только одним пакетом.
Александр Степанович, россияне давно положили глаз на нашу газотранспортную систему...
Ни в коем случае Украина не должна повторять опыт Белоруссии, и передавать каким-то образом свою газотранспортную систему в управление России. То есть основывать консорциум, о котором уже много лет идет речь, и, слава Богу, он еще не действует. Украина сама способна управлять своей газотранспортной системой и получать от нее прибыль. Зачем делиться такой прибылью? Такой шаг был бы антиразумным и не соответствовал национальным интересам.
Если Украина будет занимать жесткую, разумную позицию, то Россия никуда не сможет деться. Мы должны будем договориться и установить приемлемые цены как на транзит для России, так и на газ для Украины.
Какой у Украины есть козырь в газовой игре?
У нас очень большой козырь в руках газотранспортная система. Этот козырь обязательно надо использовать. Но не для того, чтобы шантажировать Россию, как она делает сейчас с Украиной, а для того, чтобы установить паритетные отношения. Потому что, в конце концов, речь идет о разделе прибыли от поставляемого в Европу газа. Эта очень большая прибыль, которая исчисляется миллиардами долларов. Я, к сожалению, точно не помню, сколько Россия получает, но, по-моему, речь идет о более чем 13 млрд. долларов в год. На этой прибыли держится российский бюджет, и вся российская система власти. Россия страна с очень централизованной властью и большими бюджетными затратами. Например, Россия ведет войну в Чечне, у Росси большая армия, а также территория, которой нужно управлять. Речь идет о перераспределении этой прибыли. Россия, конечно же, заинтересована в том, чтобы всю цену, которую платят европейцы, оставлять у себя. Для этого россиянам необходимо контролировать всю газотранспортную систему, потому что часть этих денег приходится отдавать Украине за транзит газа.
Украина не может себе позволить отказаться от части этой прибыли, потому что так случилось, что мы занимаем выгодное положение, и этот трубопровод, который находится на территории Украины, является очень дорогим основным активом. И Россия не имеет никакого права на украинский трубопровод.
Александр Степанович, но существует мнение, что Украина сама не сможет поддерживать газотранспортную систему в рабочем состоянии, а также повышать пропускную способность трубы...
Это очень старый тезис, который используется Кремлем для того, чтобы оправдать свою агрессивную позицию по поводу газотранспортного консорциума. Но на самом деле, эта позиция не имеет под собой никаких оснований. Украина большая страна, с экономикой, достаточной для того, чтобы поддерживать в рабочем состоянии этот газопровод. Что, собственно, и доказывают последние десять лет. По словам самих европейцев, не было серьезных проблем, причинами которых ставала бы Украина, и плохое состояние украинского газопровода. Украина сама способна его поддерживать. Это не такие большие затраты. Тех прибылей, которые получает Украина, достаточно для того, чтобы поддерживать газопровод в нормальном состоянии.
В действительности, эти прибыли не используются для инвестирования в газопровод. То есть газ, который поступал в счет оплаты за транзит российского газа, использовался для нужд экономики вообще, а не для того, чтобы инвестировать в газопровод. Если эти деньги инвестировать в трубу, то она может стать технически совершенной, увеличится пропускная способность. А это уже большие прибыли и суммы, которых будет достаточно, чтобы поддерживать газопровод в рабочем состоянии.
А если увеличится цена за транзит, то прибыли станет еще больше. Но Украина тогда должна будет с увеличением цены на транзит компенсировать повышение цены за газ. Позиция Украины в чем состоит? Если повышается цена на газ для Украины, то повышение цены за транзит этого газа принесет дополнительные прибыли. Этой прибылью мы и будем компенсировать увеличение цены за газ.
Иначе резкое увеличение цен на газ, если при этом тарифы останутся на каком-то низком уровне, повлечет за собой увеличение энергозатрат украинской экономики. Соответственно цена на различные товары будет расти. Этого нельзя допустить, потому что нет каких-то объективных причин, чтобы так резко повышалась цена газа для Украины. Такая высокая цена газа не обусловлена какими-то затратами на добычу этого газа и т.д. Она является политическим продуктом.
Хорошо. Назовите «честную» цену на газ для Украины?
Я думаю, что Украина должна согласиться на ту цену, которую платят европейские потребители. Но транзитный тариф должен быть поднят до такого уровня, чтобы обеспечить компенсацию от поднятия цен. Грубо говоря, цена на газ для Украины должна быть в районе 100 долларов. Я говорю приблизительно, потому что, чтобы говорить точно, нужно иметь на руках документы и какие-то расчеты.
В свою очередь, Россия должна согласиться с той мыслью, что ей необходимо делить «газовые» прибыли с Украиной.
А может Украине нужно «спрыгнуть» с газовой «иглы»?
Это мнение правильное. В чем корень этого явления? В СССР в 70-80-ых гг. газ стал основным топливом он был дешевый, его было очень много в Западной Сибири. Провели газопроводы и снабжали экономику Советского Союза дешевым газом. Когда газ оказался в руках России, то экономическая структура Украины, работающая на природном газе, стала заложником ситуации. Посему искать справедливость нужно в прошлом. Может даже в том, что, например, украинские газовые месторождения после войны поставляли газ в Россию. То есть Украина была одним из главных поставщиков газа для СССР. В частности, был газопровод Прикарпатье-Москва.
Сейчас Украине нужно переводить экономику страны на другие виды топлива. Но, наверное, самая главная проблема это энергопотребление. У нас очень большое энергопотребление. 30 лет потребления дешевого газа разбаловали и экономику, и граждан. Поэтому нужно переключать систему, или даже мировоззрение людей. Плюс ко всему, подходы к хозяйствованию экономических субъектов переход на другие виды топлива, энергосбережение, и, конечно же, диверсификация поступления топлива в Украину.
Какие могут быть альтернативные виды топлива для Украины?
Для газа пока альтернативы нет. Такова природная ситуация. Газ это природное ископаемое. Где-то оно есть, где-то его нет. Нужно развивать внутреннюю добычу и газового конденсата, и нефти. Потому что, как говорят ученые (я, собственно, не работаю в этой сфере, посему не знаю) и показывает опыт, в Украине растет добыча энергоресурсов. Кроме того, будто бы есть неосвоенные пласты, содержащие газ, газовый конденсат и нефть. Не будем забывать, что Украина сама себя обеспечивает 30 % газа. То есть, наверное, в недрах его есть и больше, просто надо наладить добычу.
Кроме того, нужно использовать другие технологии. Сейчас на мировом рынке сложилась очень выгодная ситуация для отраслей производства альтернативного топлива не из нефти и газа. Потому что цена на международном рынке на нефть и газ очень выросла. Это сделало рентабельным производство топлива из растительного сырья. По сути, топливо из рапса или других растений по цене почти, что выровнялось с ценой на топливо из нефти. Вот. Поэтому надо развивать это направление. В Европе уже очень много вырабатывается дизельного топлива из рапса.
Также можно использовать технологии добычи жидкого топлива из угля. То есть твердый уголь перерабатывается в жидкое топливо. Уголь, по сути, это как твердая нефть.
Но, как я уже говорил, нужно ставить на первое место энергосбережение. Надо устаревшие технологии менять на новые.