Председатель временной следственной комиссии Верховной Рады по расследованию обстоятельств организации «кассетного скандала» Виктор Драчевский уверен, что люди, знающие истинную подоплеку скандала, наконец, зашевелились и не исключает появления новых записей. Об этом он рассказал в блиц-интервью «Фразе».
Виктор Васильевич, как Вы оцениваете приезд в Украину экс-майора Николая Мельниченко?
Я думаю, что это связано с созданием парламентской комиссии 6 октября (временная следственная комиссия Верховной Рады Украины по расследованию обстоятельств организации «кассетного скандала» - ред.). Напомню, Мельниченко вернулся в конце ноября.
Зашевелились те люди, которые понимают, что комиссия может докопаться до истины. Кроме того, Мельниченко приехал, чтобы постоянно везде говорить, на всех телеканалах, что он был один. Это самый главный тезис.
Вы с ним общались лично?
С Мельниченко я имел возможность пообщаться на канале «1+1», куда принес ему приглашение, чтобы он пришел 14 числа на заседание комиссии. Первые приглашения, которые мы пытались рассылать во все инстанции, просто игнорировались.
Второй раз, я лично сам вручил ему приглашение. Такое же приглашение передал через СБУ и Генпрокуратуру, чтобы они ему, если он придет на допрос, его вручили.
Как Вы считаете, почему в действительности Мельниченко отказывается давать показания, передавать все свои записи ГПУ или прийти на заседание комиссии, которую Вы возглавляете?
Если давать показания, то ему нужно реально говорить о том, где же то устройство, о котором он всем рассказывает уже на протяжении пяти лет. Представьте его в Генеральную прокуратуру, чтобы могли его исследовать, назначить экспертизу и подтвердить аутентичность записей, которые проводились! Если с этого диктофона, значит с этого, если – нет, то тогда называй реальную картину – кто тебе передавал эти записи? Если ты делал на стационарку, то на какую установку ты это записывал? Кто тебя уполномочивал это делать?
Борис Березовский неоднократно заявлял, что Мельниченко является агентом ФСБ России. Вы проверяли эту информацию?
Во-первых, проверить, является ли человек агентом той или иной страны, очень трудно. Информация закрыта. Можно допускать, но у нас тогда официально ничем не будет подтверждено. Если даже комиссия направит запрос в СБУ, спецслужбы Америки, России, то я уверен, что ответ будет один – нет. Поэтому нет смысла этим вопросом сегодня заниматься.
Если появится свидетель, который подтвердит, что Мельниченко является информатором или агентом той или иной страны, то тогда наступает черед процессуальных действий. Генеральная прокуратура обязана допросить этого человека, провести очные ставки, согласно процессуальному кодексу Украины.
Если предположить, что Мельниченко все же завербован, то, что могло бы быть основанием для вербовки?
Любая страна вырабатывает свою определенную стратегию. Все страны мира работают в соответствии со своей стратегией – то ли в экономическом блоке, то ли в политическом, выстраивая свои отношения в мире в этой связи. Я не уверен, что страны, которые, к примеру, заинтересованы в той или иной последовательности, чтобы в Украине была стабильность… я не верю, что таких стран очень много. Сегодня в мире очень хорошо манипулировать теми странами, которых можно держать на крючке. Мельниченко – это как раз тот пример, когда о нас могут говорить все страны, а мы не можем говорить ни о ком.
По большому счету, почему была создана комиссия – чтобы предотвратить угрозу национальной безопасности для Украины.
Бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко уверяет, что Александр Мороз встречался с экс-руководителем Службы внешней разведки РФ Евгением Примаковым. Означает ли это то, что Мороз, как и Мельниченко, возможно, сотрудничает с ФСБ?
Я не хотел бы переводить в какую-то политическую плоскость. Я не исключаю возможности, что в ближайшее время Мельниченко может аналогично выдавать информацию в отношении и Мороза Александра Александровича и других политических деятелей. Почему? Потому что у Мельниченко сегодня цель одна – дестабилизировать ситуацию в стране, насколько я понимаю.
Если бы он приехал в страну, чтобы раскрыть какую-то реальную картину всех его высказываний и подтвердить это документально доказательствами… но он этого, к сожалению, не делает.
Существует ли угроза жизни Мельниченко?
Для того и была создана правоохранительными органами Украины процедура безопасности для Мельниченко. Я думаю, что пока все под контролем правоохранительных органов, то ему переживать незачем.