Андрей Заблудовский: Музыка больше мертва, чем жива. Ее убил компьютер

В будущем году, даже страшно подумать, группе «Секрет» исполнится 30 лет. С тех пор многое изменилось до неузнаваемости, и любовь давно не живет на пятом этаже, но ленинградское время до сих пор ноль часов ноль минут — новый отсчет, который ничего не меняет.

«Поверь, я не в восторге и от теперешней страны и от той, что была прежде, — с явным разочарованием размышляет экс-гитарист „Секрета“ Андрей Заблудовский. — В ней ничего не изменилось, и не изменится никогда. Ну, не при моей жизни — точно. Все-таки люди в Стране Советов были более адекватными и добрыми, чем сейчас. Дикий капитализм ни к чему хорошему не привел. А вот дни молодости хотелось бы вернуть со всеми издержками и недочетами».

Как ты стал «секретом»? Как происходила первая встреча группы, как обсуждалось будущее звучание и манера игры? Кому собирались подражать на первых порах? Было ли действительно в группе такое уж буквальное распределение «ролей» Леннона, Маккартни, Харрисона, Старра?

Ни звучание, ни манера игры не обсуждались. Просто песни писались в мерси-битовой стилистике. А то, что Beatles — самые яркие представители этого стиля, а мы все от них «перлись» — это был нормальный и естественный выбор, через который проходили все группы 60-х, существовавшие до нас. Просто у нас это получилось лучше всего. Мы играли в Beatles, но как можно было всерьез воспринимать Фоменко в роли Маккартни с таким-то шнобелем?

На каких инструментах играла группа, где в то время можно было взять хорошие гитары, ударные, усилители? В магазинах это продавалось, или приходилось «доставать»? Кстати, у Фоменко в то время был бас, очень похожий на маккартниевский «хофнер». Как удалось его раздобыть?

Первые инструменты добывались очень сложно. Денег не было, приходилось покупать что-то наиболее доступное. В частности, моя первая гитара была немецкая ГДР-овская «Музима», первая гитара Фоменко называлась «Тайфун» и была приобретена на деньги, заработанные от общественной покраски чьей-то яхты. Уже позже Фома купил себе Hoffner 64 года. Барабаны Мурашова делал собственноручно Лешин папа. Ну, а Максим Леонидов играл на 12-струнной гитаре производства завода Луначарского. Это позже мне папа привез из Японии две гитары Yamaha, одна из которых досталась Максу.

Как работалось втроем после ухода Леонидова? Его уход был ссорой или творческими разногласиями? Как поклонники воспринимали «Секрет» без Максима? Почему вместо Леонидова никого не взяли, а продолжили выступать трио?

Уход Леонидова, конечно же, отразился на команде, и нам пришлось завоевывать новую аудиторию. Старая не принимала нас без Макса. А уход произошел только по инициативе Леонидова, которому хотелось сольной карьеры, и ради этого он легко прошел по нашим головам. Никого не взяли, потому что не нашли достойного идиота, какими были сами.

Четверка «старых секретеров» общается между собой? Группа еще боеспособна?

Сегодня мы периодически собираемся вчетвером на какие-то веховые концерты. Иногда даем концерты в качестве трио «Секрет», иногда играем с Лешей Мурашовым. Но в основном все занимаются сольным творчеством.

Твои впечатления о книге воспоминаний Леонидова? Какие фрагменты запомнились больше других? Что еще могло бы войти в главы, посвященные «Секрету»?

Хочется сказать Максу спасибо за то, что не слишком сильно всех обидел. А вообще-то, из всей книги «Секрету» посвящена лишь 1/50 всех его мыслей и воспоминаний. Так что еще хватит, при желании, на многотомник. Но, на мой взгляд, мемуары пишут уже в том возрасте, когда не надеются, что в жизни будет что-то новое.

Какой могла бы стать группа, если бы не распалась в конце 80-х? Каким, возможно, было бы ее звучание в 90-х — рок-н-ролльным или более мягким?

Как я уже говорил, «Секрет» — это бренд, и мог бы прекрасно существовать, собирая стадионы и по сей день. Мы никогда не задумывались над звучанием. Просто писали и звучали так, как могли. И, по-моему, получалось это у нас очень хорошо.

Есть ли планы у группы переиздать старые записи, перемикшировать их, включить неизданные песни? Вообще, много неизданного в архиве группы?

Переиздать — определенно. Перемикшировать — вряд ли. Мы звучали тогда довольно своевременно, и, думается мне, не менее хорошо звучим и сейчас. А неизданного — вообще на пару альбомов наберется. Так что, ждите!

Что ты сейчас думаешь о «секретовских» пластинках? Чем они хороши и что, возможно, хотелось бы переделать, если бы можно было вернуться в 80-е?

В отличие от известных личностей, я бы не хотел написать письмо самому себе. Музыка — это не дань моде, а музыка «Секрета» — уже неотъемлемая часть истории, которую не стоит менять.

Какое место занял «Секрет» в советской-российской рок-музыкальной истории? «Секрет» — «русские «Битлз»? Что в истории «Секрета» для тебя самое ценное — песни квартета или дружба музыкантов? Была ли это настоящая дружба? Или, скорее, отношения коллег?

Ну, говорить о месте в истории, мне, как участнику коллектива, несколько не комильфо. Но мы были лучшими. Без сомнения. И да, до определенного момента, это была настоящая дружба. Мы играли в «Битлз», верили в это и заставляли других играть в наши игры. И, что удивительно, все нас окружающие принимали условия этой игры.

Рок-н-ролл мертв?

По моему мнению, музыка вообще больше мертва, чем жива. И, к сожалению, ее убил именно компьютер — вещь такая необходимая, что мы уже не мыслим без нее жизни. Настоящую музыку подменили цифровые эффекты, лупы, ее начали собирать на компьютере, как конструктор, и она лишилась, к сожалению, души. А если говорить о рок-н-ролле как стиле жизни, так он вообще скончался еще в начале 90-х. Нет, остались, конечно, маргиналы, которые тянут эту тему, но смотрятся они со своими поредевшими волосами, пивными животами и поношенными косухами уже совсем нелепо и смешно.

С чего началось увлечение рок-н-роллом для тебя?

Разумеется с The Beatles. А что, могло быть иначе?

Чем сейчас тебе кажется рок-музыка: замечательным и прибыльным развлечением для талантливых фантазеров, время которых ушло с 20 веком, или серьезным искусством, которое и в нынешние суровые времена чего-то стоит? Тогда, в СССР, рок-музыка была для многих единственным смыслом жизни. Это было заблуждением? Музыка по-прежнему так же важна для тебя?

Рок в своем исконном понимании этого слова — скорее мертв, чем жив. Нет, есть, конечно, выдающиеся молодые ребята, вроде Muse и Джека Уайта, есть целый выводок британских групп, вроде Keane или Franz Ferdinand, но во всем видна тенденция к упрощению музыки. Монстры рока постепенно уходят со сцены, и адекватной замены им, к сожалению, не видно. Возможно, она и не нужна новому поколению слушателей, предпочитающих легкие, забивающие голову мелодии. Меня почему-то уже нисколько не удивляет, что просмотров на YouTube у того же Дэвида Боуи в сотни и тысячи раз меньше, чем у Джастина Бибера или Ребекки Блэк, как бы чудовищно это не звучало. Выросло уже не одно поколение, которым рок — чужд. А что касается СССР, то людей, для которых рок был смыслом жизни, на самом деле, можно пересчитать по пальцам, и многих из них уже с нами нет. Я, возможно, говорю как разочаровавшийся в жизни и музыке человек, но нет — я верю в настоящий рок-н-ролл, хотя последнее время все меньше и меньше.

Ты до сих пор следишь за новостями из жизни рокеров 60-70-х? Твое мнение по поводу альбомов Пола Маккартни последнего десятилетия и выступлений экс-Queen с новыми вокалистами?

Слежу, но без особого энтузиазма. Как бы я ни любил Макку, он, кажется, давно уже стал памятником самому себе, как, собственно, многие из рок-звезд. А по поводу Queen — это вообще отдельный разговор. Такое ощущение, что самым адекватным оказался среди них самоустранившийся от этого цирка Джон Дикон. Понятно, что конъюнктура рынка и все такое, но нужно же знать какие-то границы.

Ходил на концерты Маккартни? Какие впечатления? Маккартни воспринимается по-прежнему как легенда или «образ потускнел»?

Ходил. С друзьями. Два раза: первый в Москве на Красной Площади, второй — в Питере. Сказать по правде, первый раз залил слезами от переполнявших меня эмоций весь Васильевский спуск. Еще бы — первый раз увидеть, услышать! По количеству драйва, транслируемого со сцены, он даст фору многим молодым. Нет, он, конечно, живая легенда, и образ не потускнел, просто с отменой «железного занавеса» стал несколько ближе, доступнее, человечнее, что ли.

Что ты думаешь о сольном творчестве остальных битлов, кто тебе ближе из них?

Если говорить о том, кто мне ближе, то, разумеется — Макка. А творчеством Старра я интересовался только в 70-х, и интерес к нему для меня закончился на пластинках Ringo и Good Night, Vienna. Как бы хорошо я не относился к Ринго, это, к сожалению, все же не Маккартни. Харрисон мне очень близок по музыке, если не брать во внимание его индийские увлечения. Леннон более флегматичен в сольном творчестве, но это — ЛЕННОН!

Три года назад вышло долгожданное переиздание всех альбомов «Битлз» в стерео и моно, а недавно стали переиздавать сольные альбомы Маккартни. Тебе это все еще интересно?

Не могу сказать, что я бросился покупать все в массовом порядке на iTunes. Я все это уже слышал и интерес к тому, чтобы переслушивать все заново — не слишком велик. Beatles — это уже больше ощущение, чем набор нот.

После переиздания Beatles In Mono, в мире началось легкое моно-помешательство, многие начали снова интересоваться моно-миксами. После «Битлз» свой моно-каталог тут же переиздал и Боб Дилан, а некоторые современные группы даже новые альбомы предпочитают издавать в моно. Твое отношение к моде на моно? В юности ты слушал «Битлз» и «Стоунз» в моно или стерео? Или вообще без разницы?

Не задумывался об этом. И не слышал о такой моде. Но, на мой взгляд, если это правда, то тенденция эта — крайне странная. Это то же самое, приблизительно, как отказаться от музыкальных файлов, скажем, в формате FLAC и вернуться к бобинным магнитофонам — странно и нелепо. А в юности я слушал то, что издавалось в Советском Союзе.

«Битлз» распались «вовремя»? Это был, по-твоему, эмоциональный разрыв или творческий тоже? Могли бы «Битлз» еще несколько лет, скажем, до 1973-го, оставаться коммерческой группой, выпускающей хиты и альбомы, без особенной привязанности музыкантов друг к другу?

Как показывает история, любой брендовый проект является коммерческим. Покупают и слушают не музыку, а бренд. Поэтому Beatles могли бы существовать до наших дней, и были бы востребованы, несмотря на то, какие отношения складывались бы внутри команды. То же самое касается и «Секрета», в частности.

Многие считают, что в 70-х битлам делать было уже нечего, потому что началась совсем другая музыка, и исполнительский уровень музыкантов 70-х очень вырос. Ты разделяешь это мнение? Как, по твоему, звучали бы «битлы» в 70-х, если бы воссоединились хотя бы на время? Что ты думаешь об исполнительском уровне «Битлз»? Существует мнение, что к концу 60-х Старр и Харрисон оказались «не на высоте», что приводило к трениям с Маккартни.

Все домыслы и бред о недостаточном исполнительском мастерстве Beatles мне не интересны в принципе. Не зря же Харрисон впоследствии принимал участие во многих музыкальных фестивалях в качестве хэдлайнера. А что касается профессиональных трений — то вообще впервые об этом слышу. Если бы они существовали, то Маккартни не позвал бы Ринго работать с ним в «Give My Regards To Broad Street», а Харрисон не писал бы сольные партии на дисках Леннона. Да, Beatles распались, но причины были не в «непрофессионализме», а, скорее, в эмоциональных и моральных связях между ребятами.

В прошлом году «Бич Бойз», наконец, издали свой знаменитый, неизданный с 1967-го альбом «Смайл». Ты принадлежишь к тем, кто считает это событием года и десятилетия, или наоборот, лучше бы его не издавали?

Совершенно не слежу за творчеством Beach Boys.

Какой альбом 60-х — лучший? Не считаешь ли ты, что «Пеппер» — переоцененная пластинка, а лучшие альбомы того времени — Between The Buttons, Smile и Pet Sounds?

Лучшим альбомом 60-х я считаю White Album Beatles. На второе место могу поставить Cosmo`s Factory Creedence, а все остальное хорошее случилось лишь в 70-х.

С чего началось формирование собственной коллекции пластинок? Какая пластинка была самой любимой? Как насчет безвозвратного тайного «выноса» пластинок из городских фонотек? Какую пластинку очень хотелось иметь, но так и не удалось раздобыть в юности?

Пластинки не крал, ибо красть вообще грешно. А коллекция началась с тех пластинок, которые привозил мне папа с зарубежных гастролей БДТ, где служил актером. А вот что хотел, но так и не поимел в юности, был как раз White Album.

Твоя первая пластинка, это...

... Первыми фирменными пластинками были Status Quo и 10 CC. К нам в школу приезжали по обмену ученики из жутко капиталистических стран: Англии, Шотландии, Америки и привозили вот такие подарки-пластинки. Ни в каких присутственных местах я пластинки не покупал и не менял. Все обмены происходили среди своих. В частности, так я подружился с Максимом Леонидовым, у которого выменял альбом не то Yes, не то Creedеnce, не то T-Rex.

Ты из лагеря тех, кто плюется при слове «компакт-диск» и уверен в непревзойденности винилового звука? Или считаешь мнение о превосходстве винила над компактом — «виниловым мифом»?

Никогда не задумывался на эту тему. Я, наверное, из тех, кто не следит за новыми аудиовеяниями, поэтому для меня главное — содержание, а не форма. К тому же, CD ведь умирают — мы видели их взлет и падение, что о них говорить, а винил — это вообще уже как антиквариат.

Сколько в домашней коллекции пластинок, какие именно? Продолжаешь ли ты покупать пластинки? Как относишься к современному винилу?

Собирать пластинки перестал давно. Большую часть своей коллекции продал в голодные 90-е. А модную тенденцию выпускать альбом одновременно и на CD и на виниле считаю лишь веянием времени, ностальгией по прошедшей молодости. Мило, но купил бы я? Сомневаюсь.

А как насчет бесплатного скачивания? Слушать рок-классику в сжатых форматах — неприлично?

Считаю ли я скачивание через торренты воровством? Как сказать. Обидно, конечно, что музыканты не получают за это денег. Но с другой стороны, пусть уж лучше так приобщаются к хорошему, чем не слушают вообще. В этом я полностью согласен с Томом Йорком из Radiohead. Да что там говорить, сам этим грешу.

Какие 10 самых любимых альбомов возьмешь с собой на необитаемый остров?

Боюсь, что на необитаемом острове будет не до пластинок. У меня уже нет альбомов, которые я готов переслушивать постоянно, и уж тем более куда-то их с собой брать. Я все слышал, все помню и так. Возьму с собой IPod — туда много МР3 поместится.

Тэги: Beatles, музыка, Андрей Заблудовский, Секрет

Комментарии

Выбор редакции
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Tapswap: листинг, цена, коды
Tapswap: листинг, цена, коды
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Аномальные ливни затопили Сицилию
Аномальные ливни затопили Сицилию
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?