Этот конфликт нужно рассматривать в контексте тех очень сложных взаимоотношений между структурами власти, которые на сегодняшний день сложились в Украине. Мы являемся свидетелями постоянной борьбы между рядом ведомств: правительством, СНБОУ, президентским секретариатом и кабинетом Президента. Фактически четыре ведомства влияют на принятие решений в сфере компетенции исполнительной власти.
Конфликт между Порошенко и Гриценко является новым фрагментом этого противостояния. Такого рода конфликты, вне зависимости от того, кто является их участниками, будут происходить до тех пор, пока не будет проведена политическая реформа, и не будут внесены такие изменения в Конституцию, которые бы позволили Кабмину быть действительно ответственным органом, который возглавляет исполнительную власть и самостоятельно принимает решение. Это во-первых.
Во-вторых, действия Петра Порошенко нужно рассматривать в контексте постоянного повышения внимания Президента к сфере правоохранительных органов. В последнее время Ющенко вместе с Порошенко принимали участие в заседании коллегии МВД, СБУ, ГПУ. 26 июля в здании государственного секретариата состоялась встреча Виктора Ющенко с руководителями силовых ведомств. Это заседание вел не госсекретарь Зинченко, а Петр Порошенко, что лишний раз подчеркивает, что его влияние на принятие решений в Украине весьма высокое. Как известно, Президент подверг критике состояние дел в правоохранительной сфере, и инициативы Порошенко в отношении кардинальной реформы системы национальной безопасности являются следствием этой критики.
Вне зависимости от того, кто прав в дискуссии между Порошенко и Гриценко, я хотел бы отметить, что упреки, которые раздаются в адрес Петра Порошенко о том, что он вмешивается не в свою сферу, не вполне корректны в том отношении, что ст. 107 Конституции Украины возлагает на Секретаря СНБОУ обязательства быть координационным органом по вопросам нацбезопасности и обороны, контролировать и координировать деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны. Об этом же говорит и ст. 3 пункт 1. Закона Украины «О совете национальной безопасности и обороны Украины» в котором говорится, что СНБОУ вносит предложения Президенту Украины о реализации основ внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности и обороны, а Президент является верховный главнокомандующим, и, соответственно, Петр Порошенко, как секретарь СНБОУ, имеет право вмешиваться, согласно действующему законодательству, в оборонную сферу. С такой точки зрения, критика Порошенко со стороны Минобороны, на мой взгляд, не совсем корректна. Другое дело, что военные профессионалы могут сказать, что предложения Порошенко неприемлемы по сути. Но юридически он имеет на это право.
Подводя итоги, я хочу сказать, что все что происходит, является результатом несогласованности и борьбы различных ведомств за власть. В стране несколько канцелярий ведут между собой борьбу за доступ к главе государства. И еще одно. Петр Порошенко подчеркнул важность интеграции Украины в НАТО. Такая позиция, как я понимаю, согласована с Президентом, и, я так полагаю, что ее полностью разделяет министр обороны. Сложность ситуации для Порошенко состоит в том, что он стремится представлять Украину в переговорах с Россией, а там такого рода жесткая проевроатлантическая позиция может быть воспринята весьма негативно.