Такие визиты, когда глава законодательной власти посещает крупнейшего нашего соседа, влиятельнейшего стратегического партнера и обговаривает с представителями российского руководства наиболее сложные и болезненные вопросы двухсторонних отношений, они крайне необходимы. Мы все видим, что украинско-российские отношения переживают период стагнации. Более того, все сильнее и заметнее проявление кризисов в этих отношениях. Самая болезненная проблема – это конфликт вокруг цены на газ. Но и в других отношениях мы видим сейчас достаточно много сложных моментов. Это и критическое отношение России к сближению Украины с НАТО, опять начинается дискуссия вокруг Черноморского флота и т.д. То есть таких проблем достаточно много.
Визит спикера парламента в такой ситуации очень важен. Например, для того чтобы сгладить имеющиеся проблемы и сложности, показать, что в Украине есть политические силы, которые подходят к российско-украинским отношениям более взвешенно, чем многие высокопоставленные государственные мужи, которые делают непродуманные заявления и склонны к авантюризму в отношениях с Россией. Такого рода взвешенность крайне важна в нынешней ситуации, особенно на старте избирательной кампании.
Кроме того, важно само по себе продолжение межпарламентских контактов. Именно при спикерстве Владимира Литвина межпарламентские контакты между Украиной и Россией вышли на новый уровень, приобрели новое качество и количественно стали более устойчивыми. Это особенно заметно на контрасте по отношению к исполнительной власти. Там мы видим падение как количественной частоты контактов между Президентами и премьерами двух стран, так и ухудшение качества. А вот межпарламентские отношения развиваются достаточно стабильно.
Дело не в том, привез или не привез Литвин какие-то конкретные результаты. Положение законодательной власти таково, что ее основной продукт – законы. Во внешних отношениях законодательная власть создает некий благоприятный, дружественный фон. Как раз визит Литвина свидетельствует о том, что его деятельность направлена на то, чтобы был хороший законодательный тыл в отношениях двух государств. В этом плане исполнительная власть проигрывает законодательной, к сожалению.