В марте 2016 года Совет ЕС по иностранным делам пересмотрел отношения между ЕС и Россией, подчеркнув важность единых стандартов взаимодействия с РФ на фоне аннексии Крыма и нагнетания обстановки на востоке Украины. Вы, наверное, решили, что на первый план выйдут ограничительные меры и политика непризнания результатов агрессивных действий российских властей, но нет...
Вопреки ожиданиям Совет утвердил 5 принципов политики ЕС во взаимоотношениях с РФ. В основу данных принципов были положены необходимость укрепления контактов между жителями ЕС и РФ, а также поддержка российского гражданского общества.
Уже в июле 2016 года, в целях практической реализации данного подхода, ЕС одобрил «Руководство по практическим действиям со стороны стран-членов по поддержке групп правозащитников в России» (Guidelines on practical actions by the EU and Member States to support Russian human rights defenders and advocacy groups in civil society). Данный документ был дважды пересмотрен в марте 2018-го и феврале 2021 года. Помимо всей этой правозащитной белиберды, которая, по сути, является лишь ширмой развития масштабного сотрудничества ЕС и России, страны-члены заявили о необходимости усиления поддержки более широких слоев населения РФ и активизации контактов между рядовыми гражданами.
Разворот ЕС в сторону России происходил, несмотря на все усиливающееся давление на активистов и правозащитников, включая закон от 2012 года об «иноагентах», согласно которому все группы и лица, получающие иностранное финансирование, должны пройти регистрацию в этой категории. Отравление Алексея Навального также не оказало существенного влияния на отношения между Европой и РФ, несмотря на громкие, но, увы, популистские заявления.
В целом европейцы оценивают свою деятельность как «позитивное сотрудничество». Единственный фактор, немного омрачивший результаты, — это прокремлевские СМИ, которые различными способами, включая «замалчивание успехов» или «прямую дезинформацию», отрицательно влияют на имидж ЕС и оказывают долгосрочное влияние на отношения между европейскими и российскими гражданами.
«Крайне важным» считается противостояние правительственным СМИ в борьбе за умы молодых россиян, которые должны быть в курсе положительных изменений в отношениях между ЕС и РФ, поскольку именно на молодежь делается ставка в долгосрочном взаимодействии с Россией.
Исходя из вышеизложенных соображений, в феврале 2017 года рабочая группа Совета ЕС по Восточной Европе и Центральной Азии одобрила рабочий документ «Укрепление контактов между жителями ЕС и России» с последующими доработками в июле 2018-го и феврале 2021 года.
Основой документа является поиск механизмов реализации программ по укреплению контактов между жителями ЕС и России и обозначение направлений, в которых необходимо прилагать дополнительные усилия по «связыванию гражданских обществ».
Гражданские общества планируется связать так, что взаимное прорастание культуры, науки и дипломатии не удастся разорвать, даже имея на то политическую волю. Программа «Эразмус+» по обмену студентами и преподавателями уже демонстрирует высокий уровень вовлечения России. Начиная с печально известного для нас 2014 года в РФ было реализовано 130 проектов программы «Эразмус+», а ее подпрограммы, рассчитанные на 2021-2027 годы, призваны демонстрировать усиление поддержки России со стороны ЕС в сфере образования.
В области культуры также очень поощряются совместные инициативы видных деятелей культуры ЕС и РФ по установлению долгосрочного и значимого диалога. Среди многих других выделяются: Платформа культурных отношений (EU Cultural Relations Platform) и Глобальная программа культурных отношений (Global Cultural Relations Programme).
Изучается возможность синхронизировать деятельность сети европейских фестивалей, работающих в рамках программы «Креативная Европа» (участницей которой сейчас является Украина), с российскими фестивалями через подготовительные мероприятия EFFE (Europe for Festivals, Festivals for Europe).
Продолжаются усиленные контакты в научно-исследовательской сфере. Действующее с 2000 года Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий между ЕС и правительством РФ было обновлено до 2024 года. Поощряется запуск совместных проектов в рамках программы «Горизонт Европы» (Horizont Europe), рассчитанной на 2021-2027 гг. При этом совместная работа на данной площадке настолько важна, что европейские государства планируют широко освещать возможности «Горизонта» как в реальном формате, так и используя виртуальные инструменты.
Планируется продолжить работу с Россией по внедрению «Плана стратегических исследований и инноваций в Черноморском регионе» (Black Sea Strategic Research and Innovation Agenda).
Есть намерение пригласить Россию для участия в инициативе «Глобальное сотрудничество в области исследований по обеспечению готовности к инфекционным заболеваниям» (Global Research Collaboration for Infectious Disease Preparedness). Разрабатываются конкретные шаги по включению РФ в глобальную сеть «EURAXESS», которая обеспечит поддержку исследователей, желающих продолжить карьеру в Европе.
Повышенное внимание уделяется облегчению мобильности граждан России до 25 лет. Количество шенгенских виз, выдаваемых россиянам, постоянно растет, при этом более 80% из них являются многократными. Создание максимального комфорта для въезда в страны ЕС предполагает упрощение процесса выдачи виз со сроком действия более 90 дней и отмену платы за краткосрочные визы.
В плане трансграничного сотрудничества с РФ на период с 2021-го по 2027 год уже реализуются семь программ «Interreg NEXT». Россия выразила желание присоединиться к работе создаваемой программы транснационального сотрудничества в бассейне Черного моря до 2027 года, а также продолжить участие в региональной инициативе ЕС «Черноморская синергия».
Кроме того, имеется ряд программ взаимодействия по здравоохранению, изменению климата, гендерному неравенству, в которых ЕС без особого шума, но с успехом сотрудничает с Россией.
Что касается Украины, то многострадальный безвиз, полученный только в 2017 году и приостановленный в связи с пандемией, постоянно висит на волоске. Причин масса: назначение главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры, решение КС об отмене ответственности за недостоверное декларирование. Вот взять хотя бы коррупцию. Тема, по-моему, вечная.
Получается, что Европа постоянно спекулирует на безвизе, выдумывая поводы для его отмены. Промышленный безвиз получить так и не удалось, но надежда еще жива, ведь миссия ЕС начала проверку готовности Украины к заключению соглашения. Остается гадать, сколько еще ЕС сможет увиливать от подписания соглашения и под какими предлогами.
То же самое со вступлением Украины в НАТО, которое как бы принципиально одобряется, но реальным никак не станет. Тут опять веская причина — зависшие реформы. На встрече Шмыгаля со Столтенбергом 9 февраля конкретные сроки опять не прозвучали. Нам посоветовали сфокусироваться на продолжении реформирования.
Все, как всегда: словесная поддержка, одобрение, громкие лозунги и никакой конкретики.
Сколько стоят обещания и чего в итоге получится достичь, мы, разумеется, увидим, пока же наблюдаем, как страны ЕС в едином праведном порыве системно и методично развивают всестороннее сотрудничество с агрессором и тираном.