Восхождение Тихановской напоминает карьеру Шарикова из фильма «Собачье сердце». Помните сцену, где Полиграф Полиграфыч под музыку Дашкевича приветствовал гостей с высокой трибуны съезда. Если скромный начальник подотдела очистки на равных общался с начальниками отечественными, то Светлана Георгиевна общается с Макроном и Меркель, т.е. с элитой уже европейской. При этом, как видим, разница между фантастической сатирой и жизнью не так уж велика.
Гротесковый приём режиссёра Владимира Бортко, призванный показать абсурдность и идиотичность ситуации, стал явью тридцать лет спустя. И, пожалуй, явь более карикатурна, чем фильм. Кто она такая, Светлана Тихановская? Ещё вчера – жена Тихановского. Так и вспоминается сам собой фильм «Гараж» Эльдара Рязанова. Где гражданку Гуськову именовали «женой Гуськова». Теперь же уже политзек Тихановский, выдвинутый на Нобелевскую премию и названный различными авторитетными международными организациями "узником совести», может именоваться как «муж Тихановской».
Но начнём с начала. До прошлого, 2019-го, года фамилия «Тихановский» была решительно никому в Белоруссии не известна. Популярность Сергей начал набирать резко и внезапно, вынырнув как чёртик из коробочки. И сразу с деньгами, достаточным на оплату как минимум 3-х сотрудников, на дорогую аппаратуру и на поездки по всей стране. Репортажи о том, как на самом деле везде всё плохо, пользовались спросом лишь в среде белорусской оппозиции и не набирали значительного числа просмотров. Пока выдвижение в президенты и арест не стали мощым пиар-толчком, до российских и украинских аналогов белорусу было далеко.
Кстати, о ближайших славянских странах. Собственно, ни для кого не секрет, что популярные политические блогеры появляются не сами по себе. За каждым из них стоит какой-либо влиятельный клан, врагов которого данный блогер и мочит, параллельно раскачивая лодку в нужную сторону и выполняя роль козла-провокатора для соответствующего политического стада. Чтобы в нужный момент либо повести их на «штурм Зимнего», естественно, блюдя во время Майдана интересы своих хозяев, либо привести паству на заранее заминированные баррикады. Что именно блогеру предстоит, это решат хозяева в зависимости от ситуации.
Что касается Тихановского, то он до блогерства был производителем рекламы и клипмейкером, причём работал как со звездами российской эстрады, так и с некоторыми российскими государственными структурами, например со Сбербанком. Последнее в России едва ли возможно без связей весьма специфических. Сложим невесть откуда взявшиеся деньги (помимо содержания профессиональной команды, при обыске у Тихановского изъято 900 тысяч долларов) и специфику работы. И после этого не удивимся, что старая добрая белорусская оппозиция, змагарствующая уже годами, восприняла своего нового собрата как российского агента.
Вопрос однако заключается в том, что такое российское государство. Жёсткая ли это структура, послушная воле первого лица, или же каша-размазня. Где каждый клан во всю играет в свои игры, первое лицо мало что контролирует, а серьезнейшие группировки во власти уже начали разваливать страну в корпоративных и групповых интересах. После Донбасса стало очевидно, что скорее второе, чем первое. Так что «прогрессор» Тихановский был скорее прогрессором Грефа, чем прогрессором Путина. Белорусской оппозиции был смысл волноваться не за курс, которым повёл бы страну блогер, а за свое личное положение при этом курсе.
Итак, мистер Тихановский в тюрьме, да здравствует миссис Тихановская. Домохозяйка (почти ленинская кухарка) учится на глазах управлять государством. «Наш Шарик разовьется в высокую психическую личность». На самом деле, понятно, что Шарик не разовьётся, а кухарка не научится.
Но какое это имеет значение? Для западной элиты – никакого. Главное – натравить Шарикова на профессора, в роли которого выступает сегодня Лукашенко. Обратим внимание, что Европу вполне устраивает во главе Белоруссии человек, путающий Лиду и Слуцк. Это к вопросу о том, хотят ли в Европе добра белорусам. Очевидно, гори эта Белоруссия синим пламенем, лишь бы соблюсти шкурный интерес.
А вот Путину надо бы побеспокоиться. Как видим, при определённых обстоятельствах он может попасть в собственную же ловушку. Когда ты 20 лет выстраиваешь политику внутри страны по принципу «я или Ксюша Собчак», то можно вдруг нарваться на ответ «конечно, Ксюша». Да хоть Хрюша. Хоть Степашка. Лишь бы не ты. Отупевшие благодаря твоему же телевидению граждане, поддержат. И мировое сообщество преспокойно начнёт выстраивать отношения со Степашкой, старательно не замечая, что у него голова набита опилками.
И тут нам вспоминается Грета Тунберг. Уж не для того ли её раскручивали, чтобы проверить общество на тупость, а СМИ на управляемость. Проверили. Общество тупо. СМИ управляемо. Следовательно, следующим президентом любой страны может быть кто угодно. Не только комик или кухарка. Но в ближайшей перспективе котик или собачка. Запад к этому готов. Готовы ли к этому Россия и Белоруссия? Ответ на этот вопрос мы получим в ближайшее время.