Метафизика «Чучела» и подлость Ролана Быкова

В 1983-м году на экраны вышел фильм Ролана Быкова «Чучело». Андроповская «предперестройка» достигла в 1983-м году своего апогея, на этот уровень антисоветской пропаганды отечественное кино вновь выйдет лишь во второй половине 1980-х. «Чучело» било по советской школе и шире – по всей системе детского воспитания, которой так гордился Советский Союз.

Сюжет фильма – травля девочки-шестиклассницы (в исполнении 12-летней Кристины Орбакайте), её новым классом. Понятно, что подобные вещи случались и в советское время. Понятно, что детская жестокость – тема вечная, и от неё никуда не деться. И понятно, что советский кинематограф избегал освещения подобных тем, как избегал он и любой чернухи и любого копания в грязи. Такова была многолетняя идеологическая линия.

Теперь эту тему не просто подняли, но сходу сняли невероятно чернушный фильм, где краски искусственно сгущены, а реальность умышленно искажена. Дети показаны не просто жестокими (что детям, безусловно, свойственно), они жестоки организованно. Класс – некая тоталитарная секта, выступающая слаженно и по единому плану. В том возрасте, когда девочки и мальчики общаются разными компаниями, пересекаясь исключительно по необходимости, у Быкова они совместными усилиями планомерно и систематически издеваются над «Чучелом». Такое прозвище они дали Лене Бессольцевой. Такое искажение реальности нужно для сгущения красок, создания гнетущей и безвыходной атмосферы. Для этой же цели режиссёру понадобилась и беспросветная осенняя погода, с которой, по воспоминанием создателей фильма, пришлось намучиться. Дождь, лужи и морось никак не хотели помогать Быкову вызвать у зрителя тоску, приходилось долго выжидать непогоду, и даже разбрасывать по улице искусственные листья.

Никакая школа, никакая комсомольская организация, ничего не делают, не вмешиваются в травлю. Комсомола как будто нет вовсе, он существует будто бы только на бумаге, никак не соприкасаясь с жизнью. Школа и комсомол – сами по себе, дети сами по себе. Что при всех недостатках советской воспитательной системы, правдой конечно же не было. Здесь Быков опять искажает реальность. Кстати, в связи со школьной темой необходимо вспомнить эпизодическую роль директрисы школы, встречающей учеников у дверей. Впервые советский педагог умышленно был показан абсолютно отвратительным. Вещь ранее немыслимая.

Причина травли также весьма любопытна: она лежит в системе советского воспитания. Школа наказывает детей за срыв урока, лишая класс запланированной поездки в Москву. Взявшая чужую вину на себя Лена становится для класса козлом отпущения. И дети мотивируют свои поступки высокими идеалами и фразами из арсенала советского агитпропа. У зрителя создаётся ощущение тотальной лживости и неуместности советской педагогической системы как таковой. Она представлена жестокой и бездушной, она лишь прививает детям умение казуистически обосновать любую травлю высокими идеалами.

Вообще, едва ли не во всех важных эпизодах фильма, дети ведут себя абсолютно не по-детски Они похожи на больных какой-то странной психической болезнью взрослых. Что явно толкает зрителя экстраполировать детский конфликт на всё советское общество: быдло травит прекрасную интеллигенцию. А в фильме ясно даётся понять, что Лена и её дед (которого играет Юрий Никулин) именно представители интеллигенции, в то время, как одноклассники – потомки людей, занятых в сфере реального производства.

Любопытно отметить в этой связи, что именно в этом «прекраснодушном» фильме установлены рекорды семейственности. Быков снял в фильме свою семью почти целиком: и себя, и жену Елену Сонаеву и пасынка Павла. Почти всю – только из-за болезни тестя, Всеволода Сонаева, который изначально должен был играть роль деда, доставшуюся в итоге Никулину. А роль Димы Сомова должен был играть Филипп Янковский, которого не пустили родители. В этой связи только самый наивный человек может поверить в то, что Орбакайте «случайно» отобрали на роль из 17 тысяч (называют именно такую цифру) претенденток, и Пугачёва, песни которой звучат в фильме, тут не причём. А Быков рассказывал историю появления Орбакайте в фильме именно так.

Как видим, удар по советским ценностям производился не случайными людьми, а представителями вполне определённой социальной страты. Что также вполне закономерно. Любопытно и звуковое оформление фильма. В нём в большом количестве звучат модные западные композиции, а музыку к фильму написала София Губайдулина, представитель отечественного «диссиденства в музыке», подвергшаяся незадолго до выхода фильма разгромной критике со стороны Тихона Хренникова, многолетнего руководителя Союза советских композиторов. Обычно либеральные пропагандисты врут, будто эта критика означала запрет на профессию, но в лживости этого их тезиса легко убедиться, просто взглянув на фильмографию Губайдулиной. Одним словом, фильм был действительно программным. Было как день ясно, по каким именно советским идеалам наносится удар, кем наносится, и с какой целью. Но фильм запрещён не был, премьера состоялась 1983-м году.

Если верить воспоминаниям самого Быкова, даже в те предперестроечные времена, когда кампания по разрушению морально-идеологического стержня советского человека уже стартовала, Госкино отказывалось пропустить фильм на экран. И лишь личное вмешательство генсека Юрия Андропова позволило премьере состояться. Для этого, по словам Быкова, понадобилось писать письмо в ЦКБ, где находился уже безнадёжно больной руководитель СССР.

Стоит ли верить Быкову, или это очередная актёрская байка, сказать сложно. Но фильм обрёл второе рождение в Перестройку – и это факт. Именно тогда, в 1986-м году, фильм получил государственную премию. Тогда же пресса начала наперебой хвалить картину, с восторгом отмечая именно те его свойства, которые мы выше отметили как негативные.

Быков при всём сказанном, художник крупный, и как у каждого крупного художника, произведение его не может не иметь определённого метафизического наполнения. Считаю необходимым рассмотреть основной пласт этой быковской метафизики.

Девочка Лена по сути приносит себя в жертву, чтобы у класса наступил «катарсис», чтобы одноклассники прозрели и очистились от скверны. В этом смысле дочка Пугачёвой уподоблена не много ни мало самому Иисусу Христу, и даже обряд сожжения её чучела явно отсылает нас к гибели Спасителя. Кстати, сам Быков очень переживал, что не может убить Лену в кино – он понимал, что такого поворота даже та, уже обессиленная, советская цензура не пропустит. Так что дай режиссёру разгуляться вволю, можно не сомневаться, «советское быдло» обязательно довело бы интеллигентную одноклассницу до самоубийства. А то и вовсе – облили бы бензином и подожгли.

Насколько сравнение с Христом кощунственно/некощунственно, пусть разбираются люди во Христа верующие. А я отмечу принципиальную разницу в последующих событиях. Христа убили, но он воскрес и живее всех живых, оставаясь в этом мире со своей паствой. Лена же вдвоём с дедушкой покидают город навсегда. Делайте тут, что хотите, дело ваше. Но без нас, счастливо оставаться, убогие. Так бегут из заражённого чумой населённого пункта. И так, кстати, сбежала в 1991-м году из СССР упомянутая Губайдулина. Согласитесь, разница принципиальная.

Таков этот фильм, которым принято восхищаться, и о котором боятся высказать своё мнение запуганные либеральным террором граждане, у которых (а таких немало) картина не вызывает ничего, кроме холодного презрения.

Тэги: СССР, кино, культура, Ролан Быков, Кристина Орбакайте

Комментарии

Выбор редакции
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Топ игровых проектов для заработка криптовалюты: Blum, TapSwap, Major и другие
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Блум (BLUM): цена может вырасти до $0,05 и дать возможность заработать больше $1000
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Primex PricePulse: угадайте, куда пойдет крипторынок и заработайте
Tapswap: листинг, цена, коды
Tapswap: листинг, цена, коды
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
SOON от TON Station: скоро листинг, но вы еще можете заработать свои токены
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
Crypto Mason: в Telegram запустили масонскую тапалку
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
UNITS: в Телеграм запустили «тапалку» на базе RWA - активов реального мира
Как питаться бюджетно и правильно: советы
Как питаться бюджетно и правильно: советы
fraza.com
Все новости
Главное
Популярное
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
На известном аукционе продали ну очень странный лот
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Виктория Кьер Тейлвиг: «Мисс Вселенная» стала 21-летняя датчанка
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Кэролайн Ливитт: Трамп назначил сексапильную пресс-секретаря Белого дома
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Бриджит Джонс 4. Без ума от мальчишки (2024): трейлер и дата выхода культового фильма
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Секретный уровень (2024): трейлер и дата выхода новинки от создателей «Любовь. Смерть. Роботы»
Аномальные ливни затопили Сицилию
Аномальные ливни затопили Сицилию
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Элизабет Пипко: эротическая модель станет пресс-секретарем Трампа
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Легенда сборной Ураины вошел в Зал славы итальянского футбола
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Зеленский встретился с Боррелем и сообщил важную новость
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
Лубинец заявил о расстреле украинских военнопленных на Курщине
fraza.com

Опрос

Чего вы ждете от 2024 года?