Недавно мне сообщили примечательную новость: сотрудников одного из подразделений СБУ отправили в отпуск в связи с карантином.
Мне неизвестны литературные слова, чтобы охарактеризовать эту ситуацию. Государство, столкнувшееся с вызовами безопасности, начиная с непрекращающейся войны, отпускает своих цепных псов погулять.
Да вы там вообще спятили?!
Есть известная украинская пословица, начинающаяся со слов: «Застав дурного Богу помолитися».
Это о нашем президенте, правительстве и парламенте. Коронавирус — это вызов. Но реакция на него — убийственней самого коронаворуса.
Экономика страны на ладан дышит.
В госбюджете дыра.
Трясущимися руками Украина тянется к помощи МВФ.
И в этой ситуации блокируется робота транспорта, останавливается метро и объявляется карантин. Десятки тысяч самозанятых граждан оказываются на грани выживания. Мелкому и среднему бизнесу нанесен удар, от которого он нескоро оправиться.
Кто будет платить налоги? С каких денег предпринимателям платить зарплаты? В правительстве, прежде чем принимать постановление о карантине, поинтересовались, сколько в том же Киеве офисных служащих и работников сферы услуг — продавцов, парикмахеров, официантов?
В Киеве уже обвал цен на аренду офисных площадей. Сотни тысяч жителей столицы и других больших городов арендуют квартиры и комнаты. Все эти люди не могут попасть на работу. Кто вместо них оплатит арендную плату?
Но Владимир Зеленский беззаботно болтыхается в своей излюбленной риторической ванной. Рассказывает нам, как надо мыть руки и на какие сайты ходить во время досуга. Он вновь на своей обывательской волне: заботливый и нежный, понятный и доступный. Ползает в своих рассуждениях на уровне плинтуса. Пыль глотает. Чем весьма доволен.
А все потому, что лидер! Выдающийся государственный деятель!
Впервые коронавирус — одно из вирусных заболеваний, перешедших от животного к человеку, — был выделен в 1965 году. С тех пор вспышек коронавируса наблюдалось множество. Но только в этом году правительства додумались превратить борьбу с коронавирусом в эпопею.
Да, люди с преклонного возраста и со слабой иммунной системой с трудом борются с этим заболеванием. Но они же весьма уязвимы и к другим вирусам.
Почему не были предприняты целенаправленные меры по обеспечению жизнедеятельности именно лиц, находящихся в группе риска?
Почему не проводится тотальное тестирование, как это сделано в той же Германии и США?
Почему в том же метро не установлены тепловизоры, чтобы сражу же выявлять людей с высокой температурой и обеспечивать их лечение?
С каким упоением наш президент говорит о необходимости носить медицинские маски. А доктор Зеленский не собирается сообщить, что сделано государством для исполнения этой обязательной нормы? Ведь если государство что-то требует, то должно и создать условия для реализации этого требования.
В прошлую пятницу я зашел в аптеку: масок нет. Маски уже закуплены в Китае, сообщил президент. Браво! А где маски из украинского стратегического резерва? Правильно, уже проданы в Испанию. Да, проданы; да, по заниженным ценам; и да, все в рамках закона, сообщили нам правоохранительные органы. Как это чудесно, что мы живем в стране, в которой все делается в рамках закона.
Украинские биохимики создали одни из лучших тестов. И за это их отправили в неоплачиваемый отпуск. Но тесты, как утешает нас президент, уже закуплены в Южной Корее и Китае. Я рад за производителей Южной Кореи и Китая. Я рад, что наш президент заботиться об их прибыли и о том, чтобы южнокорейские и китайские ученые могли кормить свои семьи. У меня вопрос: когда Сеул и Пекин позаботятся об украинских ученых?
Помнится, в детстве мне довелось видеть мультфильм: разъяренный медведь бегал за роем комаров, размахивая стволом дерева. Наш президент делает нечто подобное. А правительству не хватило ни ума, ни квалификации, чтобы предложить иные меры.
Проблема решается напалмом. Закрыть и запретить!
Это примитивные меры, приносящие больше вреда, чем пользы. Но именно они пришли на ум нашим власть придержащим.
Но есть и другой интересный аспект проблемы. Вся инфантильная плесень с восторгом восприняла карантинные меры. Остановите жизнь! Закройте все двери! Задрайте все щели! Не тревожьте нас в наших темных углах! То, с каким восторгом страна погружается в пучину ничего-не-делания, вызывает ужас. Этот карантин — апофеоз единения власти и глупости.
Кронавирус вызвал не столько вспышку заболеваемости, сколько взрыв псевдо гуманистической риторики. Каждый, кому не лень, уже отметился правильным выражением лица, мимикой и болтовней. С доктором Зеленским им, конечно же, не сравниться. Но народ старается: записывает стримы и шарит посты. Гуманизм превратился в работу — некое долженствование, говоря философским языком. Проблема в том, что долженствование, оказавшись в пространстве обыденной морали, необратимо превращается в стадное чувство, убивая, в конечном счете, способность к различению добра и зла.
Все эти лица с правильной мимикой, нескончаемо произносящие правильные слова, — воплощение конформизма, стадности в худшем их проявлении. Вопрос только в том, в какую сторону измениться вектор конформизма, когда ситуация в стране пойдет в разнос, и кого в первую очередь начнут рвать все эти люди с правильными выражениями лица?
Доктор Зеленский делает ставку на пассивные формы противостояния эпидемии. Он культивирует леность и недоумие. Убаюкивает страну гипнотическим голосом с хрипотцой. Ему кажется, что он контролирует ситуацию. А мне кажется, что он уже заложник ситуации. А заложники нечасто выживают даже в голливудских фильмах.
Здоровья вам, дамы и господа, чтобы увидеть, чем закончиться эта трагифарсовая история.