Недавно наводя порядок в многочисленных шкафах, обнаружила свои студенческие рефераты. Половина из них написана ещё от руки, по «зебре». Если вы родились до 1985 года, то точно знаете, что это такое.
Мы помним, как появлялись вещи, которые уже давно исчезли: пейджеры, дискеты, DVD-плееры, огромные мобильные телефоны с телескопическими антеннами, кассетные магнитофоны и многое другое.
Но сегодня вряд ли кого-то удивишь скоростью технического прогресса. Были вещи куда более важные, разделившие не жизнь, но сознание на До и После.
91-й год? Да нет, мы плохо его помним и вряд ли тогда полностью осознавали, что происходит. Лично у меня от августовского путча остались весьма смазанные воспоминания. Балет я всегда любила, поэтому «Лебединое озеро» по ТВ меня не расстроило. Странной была какая-то осторожная реакция близких. Страх? Сожаление? Возбуждение и предвкушение? Осознание краха знакомого мира? Вряд ли даже взрослые могли тогда осознавать всю глубину начавшихся перемен.
Незалежність? Ее так же мало кто осознавал тогда. Были те, кто устал от СССР и рвался в будущее и те, кто сжавшись от страха и боли замерли, понимая, что тот мир кончился. Осознание пришло гораздо позже. А ко многим не пришло до сих пор. И это не повод для осуждения или гордости, это всего лишь выбор. Мы все выбираем то, что для нас лучше.
Так или иначе наше поколение одной ногой стоит там, где «Ирония судьбы», «Кубанские казаки», «сегодня на заводах и стройках», «сапоги выбросили в магазине», «не больше 2 кило в одни руки». А второй — здесь. Там все просто, понятно и предсказуемо. Да, тоскливо, да, выбора нет, но и ответственности минимум. Здесь выбора иногда даже слишком много, как и ответственности.
Там мы обсуждали всякое на кухнях и старались не ляпнуть лишнего «в обществе», хотя «общество» точно так же на кухнях рассказывало аналогичные анекдоты. Сегодня мы сто раз думаем, прежде чем что-то сказать, чтоб не задеть чьи-то чувства, права, не унизить и не обидеть ту или иную группу населения. У некоторых эта привычка уже постепенно формируется в автоматический рефлекс. Другие сетуют, что уж и «пошутить нормально нельзя».
Там мы должны были женится/выйти замуж, родить и работать на одной работе, желательно до самой смерти. Сегодня мы можем сами решать, что как и где нам делать. Но при этом заложенная с детства схема все равно каждый раз загорается красным, когда ты в очередной раз увольняешься с «не той» работы, или отказываешься идти на свидание с тем, кто не очень нравится, а «часики-то тикают».
Смотреть многие некогда любимые фильмы с тем же удовольствием уже невозможно. Скорее смотришь как иллюстрацию искалеченности человеческих душ. Когда слесарь «он же Гоша» начинает психологически ломать женщину, прошедшую огонь и воду просто на том основании, что «он мужчина». Когда в 36 лет Людмила Прокофьевна уже «почти старуха», а Надя из «Иронии судьбы» в 34 года — женщина, у которой «не получилось» и это «не получилось» уже как клеймо навсегда.
Одно точно — анекдоты про Вовочку явно обретут очередное рождение. Хотя нет, формат анекдота тоже уходит в прошлое, его почти заменили мемы. Ведь говорят же, что по фразе «хочешь, расскажу анекдот?» сегодня можно более или менее определить возраст спрашивающего.
Так или иначе, многое из того, на чем мы выросли, многое из того что нам нравилось перестает служить нам опорой, схемой действия, проверенным рецептом.
Нам приходится искать новые рецепты. А на старое смотреть свежим взглядом, не перечеркивая, нет — нельзя же перечеркнуть свое детство и юность, — но четко понимая, что изменились и мы, и мир.
Потерянным поколением называли тех, кому довелось жить между двумя мировыми войнами. Не знаю, является ли наше поколение потерянным, но оно явно попало на «водороздел». И нет, это не связано с техническим прогрессом или с 1991 годом, как таковым, но с критической ломкой ценностей и культуры жизни. В своем роде мы уникальны — носители кода ушедшей эпохи, с принявшимися ростками культуры новой эры. Но всякий раз, когда мы чувствуем себя потерявшимся нам приходится и придется отвечать себе на вопрос: «Вчера или Завтра?» И, поверьте, ответ не всегда прост. Потому что это не о том, написать ли реферат по «зебре» или набрать текст с помощью голосового набора.