В 1978-м году в свет вышел фильм Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра». Он представлял собой рекламный ролик одного из проектов советской педагогической системы: элитных, как мы сказали бы сегодня, спецшкол.
Проект этот стартовал в самом конце 1950-х гг. и начинался как комплекс мероприятий для повышения уровня знаний в точных науках: физике и, главным образом, математике. До 1959-го года эти задачи выполнялись с помощью внешкольного обучения: систем кружков и олимпиад, активно проводившихся с 1930-х гг.
Но с конца 1950-х стали создаваться спецшколы для «наиболее одарённых детей». Это немедленно привело к весьма специфическим последствиям. Во-первых, все элитные педагогические кадры направлялись работать именно в такие заведения. Во-вторых, все родители мечтали видеть своё дитя именно в такой школе, что сразу привело к появлению, выражаясь языком нашего времени, коррупционной составляющей. В третьих, такие школы, само собой, были очень неравномерно размещены по стране. Большая концентрация их была в Москве и Ленинграде, где их было 1/3 от общего числа и, отчасти, Киеве. Значительно меньшая концентрация – в городах-миллионниках. Вся остальная страна оказалась фактически неохваченной.
В кратчайшие сроки спецшколы оказались наводнены детьми партийных и советских работников. Вместо принципа «алё, мы ищем таланты» возник принцип прямо противоположный, для ребёнка с периферии географической доступ к лучшему образованию был фактически заказан. Сильно затруднён он был и для ребёнка с негеографической, но социальной периферии: все места были заняты «блатным» отпрысками, детей рабочих в спецшколы Москвы попадало менее 10%.
Принцип отбора в школы хорошо сформулировал Евгений Жирнов, которого не хотели брать в такую школу.
«Тогда на следующий день в школу со мной отправилась бабушка. К моему удивлению, директор школы начал обниматься с ней, как с близкой родственницей. Много лет спустя я узнал, что когда-то его как сына лавочника не принимали в комсомол. И бабушка, секретарь райкома, сама пришла на собрание и объяснила товарищам, в чем заключается смысл слов "сын за отца не отвечает". Моя проблема, как и его тремя десятилетиями раньше, решилась в течение нескольких минут».
Избранными становились дети избранных родителей. А качества партийной элиты после хрущёвских чисток и реформ не нуждаются в особом уточнении. Учили в этих школах действительно лучше. Но это происходило за счёт снижения образования для других, для неизбранных отток в спецшколы лучших преподавательских кадров. Кроме того, особая социальная среда – элитные детки варились в своём соку – порождала не только отрыв от народа, но и осознание своей особой сущности, формирование других морально-этических ценностей.
Одним словом, это был существенный шаг к закреплению социального расслоения в советском обществе. И к передаче социального статуса по наследству. Способности теперь имели всё меньшее значение. Как пел Виктор Цой, «тот, кто в 15 лет убежал из дому, вряд и поймёт того, кто учился в спецшколе». Советские люди всё отчётливее понимали, что стена между «высшими» и «низшими» становится всё прочнее.
Хрущёвское образовательное новаторство несколько раз пытались упразднить и вернуться к «кружковому» принципу. Но каждый раз атака отбивалась, и это совсем не удивительно. Где ж тогда будут учиться дети тех чиновников, которые рассматривали эти попытки «по существу»?
Последняя атака была в конце 1970-х гг. Одним из контрударов и был упомянутый выше рекламный фильм «Расписание на послезавтра», где спецшкола была показана в максимально радужном свете. А проявления либерализма и потакание детским выходкам со стороны учителей были представлены как правильное и прогрессивное новое веяние.
Любопытно (раз мы заговорили про «послезавтра»), что известные советские фантасты братья Стругацкие в своих поздних произведениях неоднократно пытались исследовать эту проблему: образование для детей со способностями выше средних. В повести «Волны гасят ветер» из таких людей с особыми способностями сформировалась в итоге особая раса сверхчеловеков «люденов».
Которые в лучшем случае были снисходительно равнодушны к делам породившего их человечества. А что в худшем? Такой вариант братья фантасты рассматривать не стали. Но пояснили читателю, что слово «люден» является анаграммой слова «нелюдь. Намёк более чем очевиден.
Хрущёвские решения «партии и правительства» так и не были отменены. Курс на повышение уровня образования для «элиты» за счёт понижения уровня образования в целом по стране – продолжился. Последствия этого мы расхлёбываем до сих пор.
Кстати, среди нелюдей, ответственных за вымирание миллионов граждан бывшего Советского Союза, процент выпускников этих самых спецшкол чрезвычайно высок. Кто бы сомневался…