Вышедший минувшим летом корейский фильм «Паразиты» Пон Чжун Хо мне очень понравился. Как редко может нравиться кино в последние годы. Картина не является типичной и для самого 49-летнего режиссёра, который после фантастики и фэнтези решил снять острую социальную драму. И это у него получилось. (У Пон Чжун Хо есть ещё один социальный фильм: «Воспоминания об убийстве» 2003 года, где показывается вся изнанка корейской жизни конца 1980-х, а картина основана на реальных событиях.)
Интересно другое – интерпретация фильма.
Сам Пон Чжун Хо о «Паразитах» высказался весьма конкретно, режиссёр был однозначен в своём понимании картины, но многие критики и зрители (читал и слушал их отзывы) всё равно попытались трактовать её по-своему.
Говоря о резкой смене жанров, Пон Чжун Хо признался: «В этот раз мне захотелось рассказать историю о своем окружении, о современной Корее. <…> В реальности богатые люди в Корее надежно отделены от бедных – поэтому мы решили пофантазировать, что они почувствуют, когда окажутся рядом, как в «Паразитах».
Также режиссёр рассказал, кто паразиты в его фильме: «На первый взгляд, мы сделали сатиру на бедняков, которые загрязняют прекрасный чистый дом, наподобие паразитов. Но если вы задумаетесь, то поймете, что семья бедняков оказалась в этой ситуации не по своей воле. Они способны, они талантливы, и они человечны – но безработица ожесточает их и вынуждает идти на преступление. С другой стороны, вам может показаться, что паразиты – это семья богачей. Ведь они платят беднякам за то, чтобы те мыли их полы и возили их на работу. И бедняки соглашаются – ведь им нужны деньги. Так что решайте сами, кто тут паразит. Не хочу никому помогать».
Думаю, что тут Пон Чжун Хо немного кривит душой: раскрывая характеры героев, показывая их поведение и стремления, он чётко даёт понять, кто в его фильме настоящие паразиты. И это отнюдь не бедняки.
При этом он рассказал: «Эмоция, которой я жду от зрителя на выходе с этого фильма, – это страх по поводу того, что ситуацию с огромной пропастью между бедными и богатыми не изменить. Ее не изменить при нашей жизни и при жизни наших детей – вот в чем ужас. Поэтому так трагично звучит то обещание, которое один из героев дает в конце фильма. Ведь мы понимаем, что ему не осуществиться. <…> Конечно, сейчас ситуация в Корее становится лучше, но быстрых перемен не бывает. Поэтому нам было важно показать семью бедняков такими талантливыми и трудолюбивыми людьми – чтобы напомнить, что жизнь бывает несправедлива».
Другими словами, Пон Чжун Хо признает (не называя причины), что Южная Корея с её экономической моделью развития зашла в социальный и нравственный тупик. Режиссёр весьма корректен в своих выражениях, заявляя, что ситуацию не изменить. Действительно, не станет же он призывать свой народ к революции?
Фильм я смотрел в интернете на русском языке, но перед этим видел трейлер с украинской озвучкой. Не понравилось, что переводчики превратили реплики героев в какое-то кривляние, пытаясь выжать комичность даже там, где смеяться было бы грешно.
Конечно, сам фильм наполнен весьма тонким, не пошлым юмором. Но именно неправильное восприятие некоторых моментов свидетельствует как минимум о воспитании зрителя, который понимает происходящее в меру своей нравственной ущербности.
То, что бедняки в фильме – умнее, умелее и зачастую честнее богачей, режиссёр демонстрирует неоднократно. А все гадости, которые они творят, выглядят скорее как бунт против тотальной несправедливости, попыткой ответить на вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Тем опаснее попытки сделать из «Паразитов» комедию, когда буржуазный дискурс призывает посмеяться над бедностью, посочувствовать изобретательным, но всё равно неудачливым беднякам, убеждая зрителя, что безработица и унижения – это нормальные обстоятельства. Что с этим ничего нельзя сделать.
К сожалению, как я понял из реакции публики на фильм, многие восприняли «Паразитов» именно как чёрную комедию, возможность похихикать над «жадными, но находчивыми работягами», у которых система забрала даже право на труд. Ведь многие узнавали в героях себя любимых (хоть семейка и корейская). Как тут не посмеяться?
Не буду писать «спойлеры», лучше посмотрите этот прекрасный фильм. «Паразиты» стали (наверное, даже вопреки задумке самого Пон Чжун Хо) настоящим диагнозом не только современному обществу, но, в первую очередь, существующей капиталистической модели – унизительной для человека, угнетающей и уничтожающей его.