Все политологи страны должны благодарить политтехнологов «Слуги народа» за преподанный мастер-класс. Это было красиво! Это был высший пилотаж!
Начнем с сугубо формального разбора полетов. Игра «Слуги народа» против конкурентов была классическая, но безукоризненная. И на уровне задумки, и на уровне исполнения все прошло без сучка и задоринки.
Что мы увидели в этой избирательной кампании? Все без исключения оппоненты «Слуги народа» не смоли объединиться. Все пошли отдельными колонами и были разбиты. Случайность? А вы как думаете?
Начнем с пророссийского фланга. В этом электоральном поле изначально толкались две политические силы: «Оппозиционная платформа — За жизнь!» (Юрий Бойко, Виктор Медведчук, Вадим Рабинович) и «Оппозиционный блок» (Евгений Мураев, Александр Вилкул, Геннадий Кернес).
Однако Виктор Медведчук и Сергей Левочкин — держатели акций «Оппозиционной платформы» — не договорились с Ринатом Ахметовым и Вадимом Новинским, которые контролируют «Оппозиционный блок».
Представители обеих партий пели друг другу дифирамбы. Продажные политкомментаторы призывали радоваться эпохальному событию. Но в последний момент — и разошлись, как в море корабли. Как эти люди могли не договориться?! Да ведь это же два осколка одной Партии регионов!
Однако факт остается фактом.
Странность во всю эту историю добавляет регистрация «Партии Шария». Сначала Министерство юстиции зарегистрировало парию, которой и в помине не существовало. А затем ЦИК, так же без зазрений совести, зарегистрировал избирательный список. Партия отметилась тем, что надувала шарики. А телевизионные каналы — все и дружно — восторгались этим зрелищем.
Согласно данным Национального экзитпола, любовью к красным шарикам воспылали 3,1% избирателей. Я не буду давать оценок умственным способностям людей, которые проголосовавшим за дутый пузырь. Пусть этим занимаются психиатры. Важен сам политический факт: голоса уплыли из рук Бойко и Медведчука. Как уплыли и 3,3%, отошедшие «Оппозиционному блоку».
«Оппозиционная платформа» получила 11,4% голосов. А теперь представим, что «Оппозиционная платформа» и «Оппозиционный блок» объединились, и нет фейковой «Партии Шария». Глазам истосковавшегося избирателя предстает, фактически, возродившаяся Партия регионов.
Безусловно, результат был бы более весомым, чем суммарно получили каждая из партий в отдельности.
Но все случилось так, как случилось. А впрочем, нет здесь никакой случайности. Объединенная пророссийская партия отобрала бы голоса у «Слуги народа». Таким образом, ответ на два сакраментальных вопроса — кому это выгодно? и чьих рук это дело? — вполне очевиден.
Подобные же метаморфозы происходили и на правом фланге, который мы условно назовем «патриотическим». Здесь картина еще более пестрая. Начнем с токсичного экс-президента. Объединение с «Европейской солидарностью» — для любого политика смерти подобно. Даже Владимир Гройсман побрезговал иметь дело с Порошенко, запустив собственный проект «Украинская стратегия Гройсмана».
Из президентской в парламентскую избирательную кампанию перешел Игорь Смешко, создавший партию «Сила и честь». Из президентской же гонки вышла и партия «Гражданская позиция» Анатолия Гриценка. Вполне понятно, что эти две силы объединяться не могли. Ведь Смешко изначально был задуман, как спойлер против Гриценко. И со своей задачей справился более чем успешно.
Президентскую гонку Анатолий Гриценко прошел в союзе с Андреем Садовым — лидером «Самопомощи». И тут первый настоящий сюрприз: «Самопомощь» пошла на выборы отдельно. Сложно сказать, на что рассчитывали Анатолий Гриценко и Андрей Садовый, нарушив свой союз.
Вторым большим сюрпризом стала неспособность договориться Анатолия Гриценка и Михаила Саакашвили. Несмотря на то, что объединение «Гражданской позиции» и «Движения новых сил» выглядело более чем логично.
И так, мы видим три политические партии, которые находились в одном электоральном поле, обращались к одному и тому же избирателю, отбирали друг у друга голоса — и не прошли в парламент. Результат закономерен. Как не лишено оснований и предположение, что, в случае объединения, в парламентской гонке участвовала бы очень привлекательная для правоцентристского избирателя политическая сила. Но упомянутые политики проиграли, проиграли их политические партии, проиграли их избиратели. А кто выиграл? Правильно — «Слуга народа».
Новинкой избирательной кампании стал «Голос» Святослава Вакарчука. Злопыхатели называют его партию «проектом Сороса». Возможно это и так, а возможно и нет. Но одно очевидно. В начале этого года Святослав Вакарчук поступил, как человек, здраво оценивающий свои знания и опыт. Но увидев успех Владимира Зеленского — горько пожалел. Именно на этой минорной ноте он и вступил в избирательную кампанию. Был жестоко бит политическими мастодонтами. Прошел все круги позора. Но все же привел в парламент свою партию. Не сложно предрекать, что избиение Вакарчука продолжиться: поэта так легко обидеть.
Но зададимся центральным вопросом: каково электоральное позиционирование «Голоса»? Да то же самое, что и «Гражданской позиции», «Самопомощи» и «Движения новых сил». Эти политические партии распылили свой электорат. А теперь вопрос: кто в выигрыше? — «Слуга народа».
Самостоятельное участие в избирательной кампании приняла, конечно же, «Свобода» во главе со своим неизменным лидером попом Гапоном. Простите за описку — Олегом Тягнибоком. Этот человек всю свою жизнь промышляет тем, что продает страшилки об украинском национализме. И теперь этот ряженый националист отобрал 2,1% голов у правоцентристских партий. Время идет, президенты меняются. А Тягнибок всегда при делах.
И более того, в ближайшие годы Тягнибок будет весьма востребован. Мы еще надивимся его высказываниям и поступкам.
Отдельна история — «Батькивщина» Юлии Тимошенко. Но Юлия Тимошенко уже давно отдельна история. И в этих политических раскладах она и ее политическая сила значения не имеют.
Таким образом, проведя сугубо формальный анализ позиционирования значимых политических сил, принявших участие в парламентских выборах, мы можем вернуться к тезису, изложенному в начале статьи. Ни пророссийские, ни правоцентристские политические силы не смогли объединиться и составить конкуренцию «Слуге народа».
Петру Порошенко, Юлии Тимошенко, Игорю Смешко и Олегу Тягнибоку не было нужды искать союзников. В какофонии украинской политики у них отдельные партии. Но другие участники политического поля союзов искали. Но если, как минимум один из участников переговоров мотивирован на их срыв, то переговоры обречены.
На данный момент у нас нет фактов, свидетельствующих о том, что условный «Офис президента» препятствовал объединению конкурентов и создавал спойлеров. Но надо отдать им должное: они сделали свою работу мастерски. Как гласил слоган «Слуги народа»: «Мы сделаем их снова!»
Эта избирательная кампания прошла под общим хайпом: надо помочь нашему президенту! Ему нужно парламентское большинство, чтобы контролировать Кабмин. Ему нужен свой генеральный прокурор, чтобы «производить посадки»! Последний тезис очень и очень грел душу украинскому избирателю.
Бюллетени подсчитаны еще не полностью, но все идет к тому, что «Слуга народа» создаст монопартийное большинство. Как распределяться по партийным группам депутаты-мажоритарщики — это еще «будем посмотреть». Но в любом случае они войдут во фракцию «Слуга народа».
Что собой будет представлять будущий парламент? Весьма примечательно, что за всю избирательную кампанию от «Слуги народа» к общественности обращались три человека: президент Зеленский, Дмитрий Разумков и Руслан Стефанчук.
Девушки, работающие на одном из телеканалов, уверяли меня, что они видели в студии Ирину Венедиктову — № 3 партийного списка «Слуги народа». И держалась она в эфире весьма уверенно. Да, вполне возможно. Госпожа Венедиктова — знающий юрист. Но что нам известно о политических взглядах госпожи Венедиктовой? Да ровным счетом ничего.
Вызывает уважение имя Давида Арахамии. Он волонтер и человек, состоявшийся в своей сфере деятельности. Его политические взгляды можно более или менее прогнозировать. Но что можно сказать о политической позиции всех других народных депутатов от «Слуги народа», если все они, за исключением штатных говорунов — Разумкова и Стефанчука, — рта не открыли? Неизвестно даже то, есть ли у них вообще хоть какие-то политические взгляды?
Мы увидим в парламенте безмолвствующее большинство, абсолютно зависимое от президента Зеленского и послушное командам Разумкова. Ети народные представители будут ходить на все заседания и нажимать на кнопки: зеленая ракета — «за», красная — «против». Для чистоты игры осталось только Чечетова воскресить, тот был мастер дирижировать Партией регионов.
Этих народных избранников на всех заседаниях комитетов и в сессионном зале будут рвать опытные депутаты от «Оппозиционной платформы» и «Батькивщины». И смотреть на это будет иногда грустно, иногда смешно. В общем, у нас не будет парламента. А будет стадо баранов, идущее под зеленым флагом. Куда идущее? А куда поведут — туда и пойдет.
Так куда же все эти «новые лица» поведет президент Зеленский? Зеленский — это отдельная история. Он молодец! Он славно отработал всю избирательную гонку. Лишнего не наговорил. Сумел выйти из весьма неприглядной ситуации со срывом возвращения из российского плена украинских моряков. Разрулил даже историю с телемостом «Надо поговорить!». А когда рейтинг «Слуги народа» начал проседать — сорвался с места и поехал страной, отвешивая налево и направо пилюлей чиновникам. Избирателям это очень понравилось.
Мы имеем президента, политические взгляды которого весьма противоречивы. Но господин Зеленский упорно не спешит вносить определенность в этот вопрос. Мы имеем парламентское большинство — вообще не имеющее политических взглядов. И скоро получим премьер-министра — не являющегося политической фигурой, а абсолютно зависимого от президента. Таким же будет и состав Кабинета Министров. Таким же будет генеральный прокурор. Таким же будет глава Национального Банка. В этом же ключе буде формироваться судейский корпус.
Только вопрос: ради чего все это? Каким политическим курсом собирается вести страну Зе-команда? А на этот вопрос нет ответа.
Самое ужасное, что в политическом поле нет и оппозиции, способной контролировать власть. Не сложно спрогнозировать, что одним из первых шагов нового парламента будет ликвидация депутатской неприкосновенности. Общество воспримет это с восторгом. Но вот вопрос: как оппозиционные депутаты смогут критиковать власть, не имея формально юридической защиты? Не имея общественной поддержки? Не имея поддержки СМИ?
Украина жаждет мести! Не сложно предположить, что все большие и маленькие «Свинарчуки» полетят в топку правосудия, разогревая рейтинг президента. Самым вкусным кандидатом на посадку является Петр Порошенко. Ему не в парламент идти надо, а эмигрировать в какую-нибудь латиноамериканскую страну. Но я буду первым среди подписантов петиции об экстрадиции. Однако же, суд над «Свинарчуками» и Порошенко — это борьба с конкретными преступлениями. Но собирается ли Зе-команда противодействовать преступности — то есть социальному явлению, имеющему системные предпосылки? Но на этот вопрос нет ответа.
Способность господина Зеленского избегать прямых ответов, а также, упомянутые вскользь, мутные истории, из которых он сумел выйти без имиджевых потерь, его приверженность Минским договоренностям — все эти факты заставляют с большой настороженностью воспринимать концентрацию всей полноты государственной власти в руках президента. Почему? Да все потому, что абсолютно неизвестно, как он ею распорядится.
Они сделали всех. Но не будет ли следующей на очереди Украина?