После трагической смерти пятилетнего мальчика от пули, выпущенной пьяным полицейским, украинская общественность внезапно обнаружила, что украинская полиция — плохая. По соцсетям резко пошли флешмобы под лозунгом А.С.А.В. (all cops are bastards/все полицейские ублюдки). Возле МВД начались акции протеста с требованием отставки Авакова с поста министра внутренних дел. Протесты против Авакова возглавил (или попытался возглавить) скандальный политтехнолог Владимир Петров. Возможно, Авакова «заказали» а может просто активисты и политики пытаются хайпануть на резонансной теме. Дело не в этом, а в том, кто на самом деле виноват в смерти мальчика и в тысячах других ужасных преступлений.
Арсен Аваков — персона, по отношению, к которой очень сложно испытывать положительные эмоции. Во время майдана он открыто заявлял, что «мусора — не люди» и предлагал убивать сотрудников «Беркута» и ВВ. Затем возглавил МВД, подмял под себя нацгврадию и теперь является фактически владельцем самой мощной в государстве военизированной структуры. Более того — Аваков «взял под крыло» всех оставшихся в Украине сотрудников «беркута», люстрированных силовиков (оперативников, следователей, охранников).
Считается, что полиция — тоже Аваковская вотчина. Но это — не совсем так. В свое время Аваков отдал полицию на откуп пиарщикам Порошенко, хотя и сам не забывал урвать свою частичку славы или миллион-другой бюджетных денег. Сможете на вскидку вспомнить, сколько за пять лет сменилось руководителей Нацполиции? Я тоже не смогу. Зато смогу объяснить, что произошло с полицией и по чьей вине.
Итак, в результате майдана, после люстрации, полиция лишилась самых квалифицированных, компетентных и эффективных сотрудников. ППСников, оперативников, следователей. В руководство пришли реформаторы с грузинскими фамилиями и начали «наводить порядок». Отбирали энтузиастов на открытом конкурсе, отправляли на курсы подготовки на 2-3 месяца, а затем выпускали «в поле».
Сейчас я сделаю отступление и объясню, как кадровый состав органов МВД формировался до «реформ». Человек 5 лет учился в школе милиции. Затем приходил на работу, скажем, в райотдел. 2 года он был стажером и без сопровождения старших коллег на серьезные дела никогда не выдвигался. Чтобы воспитать хорошего ППСника, требовалось 3 года, участкового — 5 лет, следователя — 9 лет. Это помимо 5-ти лет ВУЗа.
После реформы новых полицейских готовили 80 дней. Их и сейчас так готовят. По крайней мере патрульных.
Понятно, что, когда первые «селфи-копы» вышли на улицы, начался сплошной конфуз. Они не умели вести себя с преступниками, не умели быть психологами, не умели чувствовать ситуацию и управлять ею. Самое плохое было не в глупых авариях, не в излишней жестокости по отношению к мирным гражданам. Самое плохое было в том, что с настоящими преступниками полицейские справиться не могли.
Началась настоящая эпидемия убийств полицейских. Новички гибли десятками. Нарывались на обезумевших ветеранов АТО, членов националистических экстремистских организаций, бандитов, которые после майдана съехались в Украину со всего СНГ. Все это вызвало стремительное бегство из рядов новой полиции. Потому что, когда тебя убивают, а ты не можешь ничего сделать — это страшно.
Чтобы как-то выправить ситуацию, руководство Нацполиции начало усиленно набирать в ряды патрульных спортсменов контактных видов спорта: бокс, борьба, кикбоксинг и т.д. По негласной директиве каждый патрульный наряд комплектовался «бойцом». Однако в стране, где огнестрел свободно гуляет по рукам, а купить гранатомет или пулемет — вопрос нескольких дней, эти меры особого эффекта не дали. Полицейских продолжали убивать. Боюсь, мы так никогда и не узнаем, сколько их погибло в результате «реформ».
С финансированием тоже все оказалось не так радужно. Довольствие сокращалось. Потихоньку возвращались порядки «папередников», когда силовики часто вынуждены были содержать себя сами за счет поборов и взяток. А тут еще в полицию повалили граждане, которых в приличном обществе принято называть «рагулями». Личный состав стремительно деградировал.
Об уровне морали и эффективности времен Януковича можно было только мечтать. Взятки, вымогательство и банальное воровство расцвели буйным цветом. Сегодня раскрываемость преступлений колеблется где-то в районе статистической погрешности. Большинство новостей, в которых фигурирует полиция, носят ярко негативную раскраску. Полицейские боятся националистов, радикалов, бандитов. Но при этом не боятся брать взятки, воровать во время обысков, заниматься вымогательством и шантажом.
Помните нашумевшую перестрелку в Княжичах, где полицейские из разных подразделений поубивали друг друга? Никто так и не озвучил внятной версии произошедшего. А между тем, силовики банально не поделили источник дохода. В одном из домов, рядом с которым началась локальная война, находился конвертационный центр по отмыванию денег от незаконной добычи янтаря. Сотрудники полиции совершают тысячи подобных преступлений. Совершают их уже много лет.
Давайте подумаем, кто виноват в том, что полиция окончательно перестала быть правоохранительным органом и превратилась в пьяный зоопарк. Аваков? Нет. Он преследует свои цели и виноват лишь косвенно. В других условиях он действовал бы по-другому. Порошенко? Уже ближе. У Петра Алексеевича чудесный дар паскудить все, к чему он прикасается. Хотя главный виновник, все же, не он.
Главный виновник — это коллективный активист майдана. Все те люди, которые поддержали люстрацию, реформы судов и полиции, отдали власть в руки нелюдям и извращенцам. Многие из них теперь вышли на митинги за отставку Авакова. Они так и не поняли, что кровь убитого мальчика и еще тысяч пострадавших украинцев — на их руках. Ведь лучшие беспредельщики получаются как раз из профессиональных активистов.