За несколько месяцев до президентских выборов, еще в январе, я написал колонку «Как украинцам голосовать "против"?», где в очередной раз говорил о проблеме отсутствия в нашем законодательстве порога минимальной явки и графы «против всех».
Тогда же, зимой, спустя несколько дней, в украинском информационном пространстве едва ли не впервые за многие годы подняли вопрос о том, что графу «против всех» нужно вернуть. Однако громкая, казалось бы, тема скоро утихла, а избирателям объяснили, что менять правила во время кампании – неправильно.
Согласен. Только вот, боюсь, что теперь, когда выборы завершены, существующий в законодательстве пробел снова надолго забудут. Да и во время самой кампании серьёзно проблему никто не обсуждал: журналисты, эксперты и политики дружно спустили её на тормозах, будто всё это – нечто второстепенное для нашего политического процесса.
При этом во время выборов оба кандидата – и Владимир Зеленский, и Петр Порошенко – делали акцент на необходимости высокой явки, призывая приходить и «делать выбор».
Украинцев вновь обманывали, рассказывая им, что прийти на избирательный участок – их конституционный долг. Ещё раз напомню, что в статье 38-й Конституции говорится, что «граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления».
То есть, при отсутствии в законодательстве порога минимальной явки и графы «против всех» у украинцев, не желающих выбирать из предложенных кандидатов, было только два варианта: прийти на участок и испортить бюллетень, или остаться дома и не ходить на выборы. Оба варианта – бесполезные, не влияющие на выбор протестного электората и играющие в пользу зарегистрированных кандидатов.
Интересно, что в борьбе за явку накал был настолько сильный, что в ЦИК договорились до того, что портить бюллетень, оказывается, незаконно. Хотя, конечно же, ничего подобного украинское законодательство не предусматривает. Странно, что ещё не додумались ввести штрафы за неявку на выборы.
В первом туре украинцам сумели заморочить голову «разнообразием» выбора (что помогло действующему президенту выйти во второй тур), и явка составила 63,53% (без учета заграничного избирательного округа), а испорченных бюллетеней было 1,18%. Однако уже во втором туре активность избирателей была ниже на четыреста тысяч человек (62,09%), а бюллетени испортили уже 2,31% украинцев.
В итоге, за счёт массированной пропаганды участия в выборах, явка стала рекордной за последние пять лет. После потери Крыма и части Донбасса на выборах президента Украины в 2014 году (без учета заграничного округа) проголосовали чуть более 17,8 миллионов человек при явке 60,19%. Еще хуже с явкой было на парламентских выборах 2014 года, когда на избирательные участки пришли лишь чуть более 15,9 миллионов человек (52,42%). Тогда же в ряде областей активность украинцев не дотянула до 50%.
Что касается заграничного избирательного округа, то на президентских выборах 2014 года за рубежом голосовали 72,8 тысяч украинцев, а на парламентских – 40,7 тысяч человек. Во втором туре прошедших выборов в заграничном избирательном округе проголосовали 59,8 тысяч украинцев, а в первом туре – чуть более 55 тысяч.
Впрочем, несмотря на якобы неплохую явку, стоит акцентировать внимание на двух вещах.
Во-первых, почти 38% украинцев не пришли на выборы (а с учетом заграничного избирательного округа – более 38,5%), то есть, по сути, проголосовали «против всех». Прибавим сюда испорченные бюллетени и получаем уже более 40% тех, кто не поддержал ни одного из кандидатов.
Во-вторых, давайте вспомним цифры первого тура: Владимир Зеленский и Петр Порошенко в сумме получили чуть более 8,7 миллионов голосов из почти 18,9 миллионов избирателей, принявших участие в выборах, и более 29,6 миллионов вообще.
Все прекрасно понимают, что огромный показатель Владимира Зеленского – это даже не кредит доверия, а вынужденное голосование против Петра Порошенко.
Уверен, если бы в украинском законодательстве присутствовали порог минимальной явки и графа «против всех», такой выбор перед украинцами не стоял бы.