Родиться в Оксфорде, умереть в Кембридже — трудно придумать что-либо более британское с точки зрения науки. Я не знаю, много ли на Земле людей, которые действительно могут понять всю мощь теоретических разработок Стивена Хокинга и оценить его вклад в современную и тем боле будущую науку. Если да, то я — в меньшинстве.
Однако я думаю, что большинство представителей человечества, которые сегодня так искренне и иногда гениально скорбят о кончине Хокинга, изначально узнали о нем совсем не благодаря сингулярностям и горизонтам событий. И уж тем более не за это полюбили.
Наверное главное, что этот человек продемонстрировал всем снобам, занудам и мизантропам мира, что сеять разумное, доброе и вечное можно, невзирая на внешнее состояние и сферу жизнедеятельности. И даже нужно.
Превозмогая физическую немощь, колесить по всему миру и даже подняться в невесомость. Подавляя заумь академической науки, не брезговать нести ее даже тем, кто никогда не думал о вещах сложнее бейсбольной биты. Наплевав на политическую конъюнктуру, открыто выступать против войны во Вьетнаме, войну в Ираке называть «военным преступлением» и бойкотировать конференцию в Израиле из-за действий в Палестине.
Несмотря на физические ограничения (а может благодаря им?), Хокинг даже не думал ограничивать себя ментально. В ходе своих многочисленных лекций, выступлений и встреч он охотно делился мыслями обо всем вокруг, от сущности Бога и необходимости колонизации иных миров до опасности, которую таят в себе будущие утюги. При этом он совершенно не был похож на тех экспертов, которые берутся комментировать не менее широкий круг вопросов, проявляя некомпетентность абсолютно в каждом из них.
Как это ни парадоксально, но, безусловно, он был талантливым шоуменом, собиравшим аудитории, о которых лишь могут мечтать многие профессиональные артисты. Да, он превратил науку в бизнес, благодаря которому сумел прожить жизнь более насыщенную, чем многие люди. Но важно, что сам при этом не превратился в «британского ученого». Как это ни парадоксально...
В конце концов, когда еще мир так оплакивал какого-то физика?