Новая Россия начала возникать в начале 2000-х, когда к власти пришел Владимир Путин. В те далекие годы он только начинал постигать глубокие истины управления огромной страной, очищая себе дорогу к абсолютной власти и абсолютному народному обожанию.
После знаменитой речи в Мюнхене в 2007 году, в которой уже переизбранный на второй срок и поднаторевший в государственных делах и внешней политике Путин сказал, что «вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединённых Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере, и навязывается другим государствам», он через полтора года провел шестидневную войну в Грузии, а еще через шесть лет забрал у Украины Крым и начал войну на Донбассе.
В то время, пока Владимир Путин реализовывал свои геополитические идеи и имперские планы, на другом берегу океана Дональд Трамп судился с Deutsche Bank за ссуду в 40 млн долларов, которые он отказывался отдавать банку, объявив себя банкротом и официально покинув совет директоров его собственной компании.
Летом 2015 года Трамп сделал официальное заявление, что намерен бороться за выдвижение от Республиканской партии на пост президента США. 8 ноября 2016 года он был избран сорок пятым президентом Америки, проиграв своему сопернику Хиллари Клинтон около полумиллиона голосов, но при этом разбив ее по системе коллегии выборщиков, которые будут голосовать только 19 декабря.
И вот в канун 2017 года новая Америка, о которой сегодня говорят повсюду, встретится с новой Россией.
Эта встреча не будет похожа на те, которые проводили демократы во главе с Бараком Обамой. Она будет кардинально иной, ибо это будет позиция силы, точка зрения решительности, собственной правоты и демонстративное нежелание уступать оппоненту.
Смею утверждать, что Дональд Трамп — именно тот человек, который способен усложнить жизнь Владимира Путина. Многие сегодня утверждают, что Америка Трампа будет дружить с Россией. Да и сам Трамп в ходе предвыборной кампании говорил некие комплименты президенту России. Но одно дело — говорить что-то, чтобы стать президентом, и совсем другое — будучи уже президентом, реализовывать стратегию внешней политики.
Избрание Трампа повергло в шок весь западный мир. Европа не знает, как ей взаимодействовать с сорок пятым президентом США. Но именно в этом и выражается слепота Европы, пребывающей в состоянии распрей и конфликтов. На этом фоне уже в 2017 году личности, подобные Трампу, имеют все шансы взять власть во Франции, Дании, Австрии, Германии, Венгрии, Нидерландах и Италии. Общественный запрос стал иным.
Граждан разных стран уже не удовлетворяет вялая, неэффективная либеральная демократия. Им хочется решительности, радикальности, защиты национальных интересов, закрытия границ для беженцев и нелегальных иммигрантов. Люди хотят вернуть былое величие своих стран, работать в интересах себя и своей семьи, зная, что их налоги пойдут на них самих, а не на беженцев.
Именно благодаря этому и выиграл Трамп. Именно на этом и строится политика многих правых сил Европы.
Но не только Европа сегодня страдает от «чумы популизма» и радикальных предложений. Мы видим изменения и в бывших странах социалистического лагеря. Выборы в Молдове и Болгарии наглядно демонстрируют весомую победу Кремля в данном направлении. Пророссийские кандидаты побеждают, используя риторику прагматизма, изоляционизма, защиты своего интереса, а не принесения его в жертву по настоятельной просьбе европейских партнеров.
Возвращаясь к Америке и России, мы можем прогнозировать несколько сценарных альтернатив развития ситуации.
Первая, назовем ее «Новые звездные войны», являет собой аналогию с временами Рональда Рейгана. Данный сценарий основан на том, что только сильный, эпатажный, непредсказуемый лидер США может приструнить и поставить на место зарвавшегося лидера России. Трамп не разрешит Путину нарушать договоренностей, не будет брезговать блефом и цинизмом в отношениях с кремлевским правителем, не побоится дать Украине летальное оружие и значительно ужесточить санкции против РФ. Никогда Дональд Трамп не признает тот мировой порядок, который вот уже третий год подряд Владимир Путин пытается навязать всему миру.
«Звездные войны» Трампа могут закончиться полным экономическим коллапсом России, усилением социально-политической нестабильности в РФ, дворцовым переворотом и приходом к власти нового российского лидера из когорты старых придворных лакеев времен Путина. Но именно «новые звездные войны» могут приблизить мир к третьей мировой войне с использованием ядерного оружия, чего не случится, потому что ни окружение Трампа, ни окружение Путина не разрешат им этого сделать.
Второй сценарий можно назвать «Мир за счет интересов других». Скажем, что это весьма опасная для нашей страны альтернатива, потому как ее реализация предусматривает определенный удар по суверенитету Украины. Нельзя исключать, что расстановка сил на мировой арене в ближайшие год-два сложится таким образом, что США, дабы сохранить свой национальный интерес на Ближнем Востоке или среди стран—членов ЕС, может достичь с Россией договоренности о новом переделе сфер влияния. В какую из сфер попадет Украина, зависит исключительно от нас, но отсутствие результата внутри самой страны будет автоматически подталкивать нас к России.
Новый президент США может посмотреть на нашу страну глазами Трампа-бизнесмена, а не Трампа-политика. Он посчитает затраты США на Украину, потенциальные выгоды (доходы) и утраты из-за Украины в его отношениях с путинской Россией. Кстати, в данном ключе стоит обратить внимание на заявление патриарха американской политики, республиканца Генри Киссинджера. В частности, в своем интервью изданию The Atlantic от 10 ноября 2016 года он сказал следующее: «Украина должна рассматриваться как мост между НАТО и Россией, но не как форпост одной из сторон». Кроме того, он отметил, что предпочитает независимую Украину, вне военных блоков.
«Если от Украины отделить две области Донбасса, она гарантированно станет постоянно враждебной по отношению к России. Украина тогда останется под влиянием своей западной части... Решение в том, чтобы дать этим областям Донбасса автономию и право голоса в военных вопросах. Но в остальном оставить их под управлением Украины», — сказал Генри Киссинджер.
В этих словах и может скрываться риск для Украины, потому что особый статус Донбасса в той форме, которую нам навязывают Россия и Европа, усложнит задачу существования унитарного украинского государства.
Третьим сценарием видится альтернатива под условным названием «Американский хаос». Дело в том, что первоочередными задачами Трампа на сегодня можно считать следующие:
— процесс передачи власти от администрации Обамы команде Трампа;
— удержание и укрепление власти в первых 100 дней;
— конкретный результат по итогам 100 дней во внутренней политике США;
— минимизация рисков от протестов против избрания Трампа и вероятной иммиграционной политики Трампа, который заявил, что территорию США покинут около 3 млн. иммигрантов-нелегалов, имеющих криминальные правонарушения.
Кроме того, эксцентричность Трампа, его нетерпимость могут окончательно рассорить нового американского президента с Республиканской партией. И тогда речь уже может идти об импичменте.
Все это будет негативно сказываться на политике США в мире, чего не упустит Россия для продвижения и утверждения собственных интересов как в Европе, так и на других континентах. И главный риск от такого сценария, опять же, для Украины.
Поэтому, каким бы образом ни развивалась ситуация, мы должны понимать: в условиях меняющегося мира, новой геополитики и гибридных войн Украине следует выработать собственную национальную политику защиты независимости и суверенитета. Никто, кроме нас самих, не станет помогать нам в той мере, как бы нам этого хотелось. Понимание данного тезиса значительно облегчит работу. Потому что каждый в новом мире всегда в первую очередь защищает только свое.