Принято говорить, что аэропорты — воздушные ворота страны. Или двери. Или вход. Не важно. Скорее первое яркое, но довольно выразительное впечатление о ней. И во многом — показательное. Показной фасад, действующая оболочка, под которой происходит движение, присущее всей стране. Выражающее её ментальность, если хотите.
Присмотримся к аэропорту «Борисполь». Государственный аэропорт, главные воздушные ворота страны, её представляющие и первое (но довольно информативное) впечатление о ней.
Началось всё с банально простого — с парковки. Терминал D пользуется наибольшим «спросом», там две парковки — по 20 и 30 грн./ час каждая.
Вроде бы не смертельно, хотя когда приходится задерживаться, сумма растёт соответственно.
Выезжаю, спрашиваю: «за что берёте?». В ответ — глупые улыбки, невнятно: «так за услуги». Уточняю: «за какие именно?». А тут уже заученный текст кончился. Ни тебе чашки кофе, ни даже ничего. За машину никто не отвечает, паркуюсь сам. Так в чём услуги-то?
Так, просто поинтересоваться (не люблю когда за дурака держат) написал и спросил:
— есть ли места для бесплатного паркования, и если да, то как туда попасть (судя по знакам, на дороге не остановишься);
— какие такие услуги входят в эти самые 20 — 30 грн. и как именно такая сумма сформировалась?
Вроде бы мелочь, но, по моим скромным подсчётам, две парковки возле терминала D в год приносят не менее 54 миллионов гривен.
Ответ меня порадовал, аэропортом отказано в объяснениях было на основании того, что такая информация не только конфиденциальная, но и влияет на безопасность полётов. То есть практически признание в коррупции.
Бориспольский суд, естественно, отказал в моей просьбе принудить дать ответ, административная апелляция всё же подтвердила моё желание быть услышанным и обязала ответить по сути.
После некоторых попыток оттянуть с ответом меня отослали к одному из контрагентов аэропорта, который «сидит» на парковке. Второго узнал я сам.
Итак, это ООО «АЭРОПОРТ ПАРКИНГ СЕРВИС» и ООО «АЭРОПОРТ ПАРКИНГ», созданные буквально перед получением таких доходных мест. Насколько я понимаю в истории, подсадные директора, «ручной» тендер, владельцы — просто «почтенные сироты» (хотя, судя по не лишённым фантазии названиям, владелец всё же один — не тот ли, кто владеет и третьим этажом терминала?). Оба предприятия из Борисполя же, создавались с конкретной целью — но на эти вопросы должны быть не мои предположения, а заключения тех самых правоохранительных органов.
Что дальше? Пишу парковщикам, меня игнорируют. Ладно, пишу в Министерство инфраструктуры — именно оно отвечает за работу аэропорта.
Реакция такая же. Вот я себе думаю: это какая такая «крыша» там, что так себя ведёт и чувствует?
Такая мысль заставила меня обратиться в НАБУ. Подумал: может, это заведение по своему назначению начнёт не адвокатов «прессовать» по делам клиентов и не здание, где сидит, «отжимать» у своего арендодателя, а коррупционеров искать в одном из мест их концентрации?
Но (и это не в первый раз) они сочли, что это не их уровень, и сбросили моё обращение на полицию аэропорта. Отгадайте, какой результат.
К чему это я? Аналогичная ситуация была и с аэропортом «Киев» в Жулянах. Но там — копают. «Борисполь» — всё то же, но гораздо объёмнее. И, судя по реакции на него, «кормятся» там, не боясь и не стесняясь, на уровне «смотрящих» по стране.
К чему это? Государственный аэропорт «Борисполь» — это иллюстрация ментальности и взаимоотношений в стране — страны и людей, в ней живущих. Где одни наживаются внаглую, потому что никто ни о чём не спрашивает. Где другие платят потому, что никто ничего не боится. И где одни и другие пытаются обмануть друг друга, потому что даже понятие «порядочность» у нас — это в лучшем случае смешно, а в худшем — оскорбление.